Как развивать пальцы рук: простые упражнения для пальцев рук. Упражнения для пальцев рук Упражнения для пальцев рук после перелома

Развивать мелкую моторику с раннего возраста рекомендуется для укрепления памяти, повышения концентрации внимания и улучшения учебного процесса. Пальчиковый комплекс, созданный специально для детей, разработан с этими целями. Выполнять гимнастику для пальцев рук можно в игровой форме. Дети обычно с радостью повторяют все движения, поэтому делать их регулярно не составляет труда. Вместе с тем, гимнастику также дополняют различными видами деятельности, которая также поможет активизировать мозговые процессы — лепить из пластелина, играть на музыкальных инструментах. Гимнастика для пальцев рук состоит из следующих упражнений, которые выполняются в комплексе или по отдельности. Делать их можно несколько раз в день.

  1. Игра с ребёнком в кулинарию и имитация замешивания теста помогут задействовать кисти рук полностью, что влияет на активацию мозговых процессов и позволяет укреплять память.
  2. За работу мозга отвечают также точки, расположенные в подушечках указательного и безымянного пальцев. Их и можно задействовать, если упереться двумя этими пальцами в стол, изображая передвижение загадочного и вальяжного животного.
  3. Сжимание-разжимание рук в кулак, словно изображение вспышки, также позволяет работать всей кистью. Это движение можно ввести как жестикуляцию, сопровождающую песни или сказки.
  4. Перебирать пальцы рук по очереди — тоже одно из увлекательных занятий гимнастики, позволяющее активизировать оба полушария мозга. Делать его нужно, будто изображая подъём по ступенькам — нажимать подушечкой пальца левой руки на пальцы правой (мизинец к мизинцу, большой палец к большому), совершая потом эти действия в обратном направлении.
  5. Мелко, быстро и часто перебирать пальцами, стуча кончиками по поверхности. Эта часть гимнастики напоминает бег гусеницы.

Ещё несколько упражнений показаны на видео

Такая гимнастика может дополняться разными движениями, задействующими все пальцы. Если вместе с этим рассказывать увлекательную сказу или стишок, то гимнастикой можно иллюстрировать рассказанное.

Для музыкантов

У профессиональных музыкантов (играющих на гитаре или фортепиано) часто может возникать физическая перегрузка в постоянно нагруженных кистях. Чтобы этого избежать рекомендуется заниматься гимнастикой в качестве разогрева перед музицированием.


При работе за компьютером

Монотонная и длительная работа за клавиатурой может вызвать серьёзные заболевания суставов. Снизить возможность их появления помогает ЛФК для пальцев рук. Если заниматься гимнастикой постоянно при первом появлении ощущения отёчности или болевых симптомов, то с запястьями в будущем проблем возникнуть не должно.

  1. Выполнять вращательные движения кистями, наклоняя к груди и отклоняя.
  2. Сжимать/разжимать пальцы в кулак, вращая их сначала по часовой стрелке, а затем и против в сжатом состоянии.
  3. С силой вытянуть пальцы, направив большой вверх. Им нужно подвигать в стороны.
  4. Переплести пальцы между собой и делать вращающие движения и маятник.
  5. Собрать пальцы в кулак, поочерёдно высвобождать по одному, оставляя остальные собранными.
  6. Промассировать тщательно каждую фалангу. Кроме того, сохранить запястья здоровыми поможет регулярное использование эспандера

При артрозе

Развитие болезней костных тканей также может остановить специальная простая гимнастика. На запущенных стадиях она помогает унять боль и расслабить напряжённые конечности.

  1. Для начала руки необходимо размять, выполняя базовые упражнения гимнастики — сжимать/разжимать пальцы в кулак, пройтись массажем по каждой конечности, уделяя внимание всем областям.
  2. Если уложить руку на твёрдую поверхность и постараться выпрямить её, статично удерживая положение в течение минуты, то это поможет унять болевой синдром.
  3. Выпрямленную, устремлённую вверх ладонь направить к себе. Согнуть пальцы, касаясь кончиками подушечек у основания каждого пальца. В этом положении также нужно задержаться.
  4. С усилием сжимать упругий предмет — не до конца надутый мяч или нетугой эспандер. Также предмет этот нужно пощипать с усилием.
  5. Уложить руки на твёрдую поверхность, поочерёдно поднимать по одному пальцу, задерживая каждый из них в воздухе на полминуты.

При артрите

Лечебная гимнастика используется для профилактики артрита или для уменьшения боли в конечностях.


Гимнастику нужно выполнять постоянно, а каждое упражнение делать несколько раз за 1 подход. Снятие боли зависит от частоты выполнения гимнастики, поэтому делать её нужно при любой возможности.

Для гибкости

Восстановить или улучшить гибкость пальцев рук поможет специальная гимнастика. Её полезно выполнять и тем людям, которые не испытывают проблем с моторикой — так активизируются мозговые полушария и улучшается мыслительный процесс.

  1. Размять руки массирующими движениями.
  2. Кулак вращать по часовой стрелке, а затем против.
  3. Сделать мнимый щелбан, касаясь большого пальца каждым другим по очереди.
  4. Сомкнуть два пальца, сильно прижав подушечки. Попытаться ими вращать.
  5. Сделать вращательные движения каждым отдельным пальцем.

Для расслабления и снятия усталости

Чтобы расслабить перегруженные запястья существует не только лечебная гимнастика, но и специальный комплекс индийской зарядки, называемой йогой для рук. Он состоит из выполнения мудр, представляющих собой особое сплетение пальцев, способствующее активизации энергетической силы. Для того, чтобы снять усталость и неприятные ощущения, можно выполнять простые упражнения:

Существует наука, изучающая воздействие на различные точки тела, называемая акупунктурой. Согласно ей, правильно нажимая на особые точки, можно избавиться от многих заболеваний и максимально оздоровить организм. Приятным дополнением к этому станет ещё и улучшенная сообразительность, активизация внимания и повышенная работоспособность мозга.

Детская пальчиковая гимнастика, разрабатывающая пальцы рук, универсальна и позволяет заниматься с каждым воспитанником по отдельности или с целой группой. Главным критерием для достижения результата является регулярность упражнений. Ежедневные короткие занятия помогают способностям закрепиться и совершенствоваться.

Пальчиковая гимнастика – это проверенный инструмент для тренировки точности и координации движений верхних конечностей.

Физиологически связь между формированием навыков речи и четкостью выполнения тонких действий руками объясняется соседством в головном мозге областей, контролирующих эти процессы. Потому, упражняя пальцы ребенка уже с первых месяцев, легко можно стимулировать образование способности говорить у детей.

Совершенствование произношения – это не все плюсы занятий на моторику. Воздействие на определенные участки на ладонях и фалангах оказывает благотворное влияние на работу всех систем организма. Делая массаж этих точек или выполняя специальные действия, можно улучшить работу головного и спинного мозга, органов пищеварительной системы, выделительной и кровеносной систем.

В практике дошкольного воспитания задачи для развития моторики пальцев очень распространены и выполняют целый ряд функций. Минутные увлекательные инсценировки с пальцами позволяют избавиться от лишнего напряжения, нервозности, повышенной утомляемости воспитанников, наладить с ними психоэмоциональный контакт.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, проводимая с музыкальным сопровождением, также дает возможность привить любовь к музыке, воспитать чувство ритма, развить музыкальный слух.

Современным детям предоставлено мало возможностей для развития точности движений. Тесная взаимосвязь между возникновением речевых умений и согласованностью движений вынуждает искать способы совершенствования последней.

Совершение несложных заданий тренирует способность запоминания, учит сосредотачиваться, согласовывать произносимые слова с заданной постановкой рук. Кроме того, такого рода игры – отличное средство подготовки основы для формирования навыков письма.

В группах раннего возраста гимнастика более ориентирована непосредственно на движения. Дошкольники постарше занимают более активную позицию в процессе, выполняя необходимые действия и одновременно проговаривая соответствующие слова.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в воспитательной практике может быть включена по сути в любой режимный момент. С помощью коротких тренировочных комплексов можно легко завладеть вниманием группы, заменяя виды деятельности, совмещать активные спортивные тренировки с другими видами занятий, помочь дошкольникам собраться и сконцентрироваться.

А в ходе проведения всякого рода праздничных мероприятий и конкурсов пальчиковые постановки просто незаменимы.

Участие дошкольников в такого рода театрализованных играх оказывает содействие не только становлению координационных умений, но и стимулирует фантазию и раскрывает творческий потенциал. Представляя себя персонажем повествования, ребенок может сам придумывать реплики или пересказывать уже заученный ранее текст.

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Подготовка к проведению занятий

Пальчиковая гимнастика категорически не рекомендуется в тот момент, когда дети болеют или испытывают какой-то дискомфорт. В качестве главной рекомендации по освоению упражнений для становления точных движений пальцев рук является положительная атмосфера в коллективе.

Перед воспитателем в первую очередь стоит задача установки эмоционального контакта с каждым ребенком.

В занятия, проводимые с группой, необходимо обязательно вовлечь каждого участника. Важно вызвать интерес к такому виду деятельности и поддерживать его на протяжении всего урока. Нельзя акцентировать внимание, если какое-то действие не получается у малышей сразу. Тем более не стоит давать негативных оценок по этому поводу. Для отработки правильного выполнения нужно просто повторить показ.

Как и в любой зарядке, начинать желательно с разминки. Для этого можно покатать в ладонях карандаш или массажный мяч. Желательно сопровождать манипуляции словами, поскольку так воспитанники учатся слушать и понимать сказанное, сопоставлять смысл текста с производимыми действиями.

Лучше всего малыши воспринимают упражнения в сочетании с короткими стишками или песенками. Для разминки также подходит легкий массаж каждого пальца в отдельности и всей кисти. Взрослый может легко помассировать детские руки, но можно научить ребенка выполнять самомассаж. Следующей ступенью тренировки выступают непосредственно тренинги.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин. Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия.

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года Массаж

Гимнастика

2-3 мин

Около 5 мин

5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет


Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 5-6 лет

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в возрасте 5-6 лет более разнообразна, поскольку дети уже более внимательны, способны запоминать и воспроизводить гораздо больший объем информации.

Для организации уроков в таких коллективах должно быть подготовлено большее количество вариантов игр . Картотеку упражнений можно подбирать согласно тематике. В то же время нельзя пренебрегать повторением пройденного материала для закрепления полученных знаний и умений.

  • Упражнение «Замок» тренирует навыки переплетения пальцев, сцепление их в замок, вращение сцепленных между собой кистей, постукивание кулаками по поверхности, разъединение сомкнутых в замок пальцев.
  • «Помощники». Отрабатывается вращение пальцами, сгибание и разгибание каждого из них и постукивание ими по ладони, удержание в статическом положении.
  • «Помиримся». Отрабатываются вращение противопоставленными остальным большими пальцами, сгибание и разгибание, смыкание их между собой.
  • «Удивительно». Задачей постановки выступает тренировка сжимания пальцев руки в кулак. В ходе упражнения сначала сжимается один кулак, затем ладонью второй руки нужно помочь сжать кулак еще крепче. В конце упражнения выполняется легкое встряхивание конечностями. Проводить зарядку нужно поочередно для обеих рук.
  • «Прогулка». Инсценировка позволяет поработать над движениями каждого пальца в отдельности. Для выполнения этого упражнения требуется сжать кулак, противопоставив ему палец, с которым в данный момент осуществляется работа – медленное или быстрое постукивание подушечками по поверхности.
  • Пальчиковая сказка «Маланья» . В ходе упражнения необходимо выполнять хлопки ладонями, располагая то одну, то другую руку сверху, сомкнуть кончики пальцев над головой, растопыривать их, чертить ими в воздухе, обрисовывая те или иные контуры в соответствии с текстом сказки, изображать при помощи кистей рук чашку и ложку, показывать, как хлопают ресницы.
  • «Шла ворона через поле». Отрабатывает шаги кончиками пальцев по поверхности, элементы счета (дошкольникам необходимо показать определенное количество пальцев), демонстрацию каждого пальца в отдельности, размеренные постукивания кулаками и ладонями по поверхности.
  • Пальчиковая игра «Дети в лес грибной пошли» тренирует перебирание пальцами по поверхности, сгибание или разгибание пальцев при перечислении действий, соответствующих словам.
  • «Корзина с грибами». Перед дошкольниками ставится задача сцепить руки в лодочку, развести их в стороны, согнуть и разогнуть пальцы, противопоставить большой палец прочим пальцам.
  • «Съедобные грибы». С помощью сценки отрабатываются сгибание и разгибание пальцев, шаги пальцами по поверхности, подъем рук вверх с растопыренными пальцами.
  • «Мамы». Для выполнения упражнения потребуется разведение в стороны и обхват себя руками, поочередное сгибание пальцев, сцепление их в замок.
  • Пальчиковая игра «Мамины помощники». Основными элементами гимнастики выступают удары кулаками в такт словам, хлопки и поглаживание ладонями друг о дружку, сгибание пальцев поочередно.
  • «Кто приехал». В ходе занятия отрабатываются быстрое смыкание, хлопки кончиками пальцев поочередно, хлопки в ладоши.
  • «Кто где живет». В постановке выполняются поочередное сгибание пальцев на руке, чередование хлопков в ладоши и ударов кулаков друг о друга.
  • «Белочка». В задании требуется выполнить быстрые шаги пальцами по поверхности, поочередное и синхронное сжимание кулаков на обеих руках.
  • «Голодная мышка». В упражнении выполняются поочередное загибание пальцев на руках, разведение рук в стороны с выпрямленными пальцами.
  • «Лиса». В задании отрабатываются потирание ладоней, растопыривание пальцев, поворот и поглаживание руки с разных сторон, шаги пальцами по поверхности, удары кулаками по поверхности.
  • Гимнастика «Снеговик». Осуществляется воображаемая лепка из комка снега, поглаживание ладонью о сжатый кулак второй руки, подбрасывание снежка в воздух, встряхивание руками, сгибание пальцев руки, шаги по поверхности, посыпание воображаемых крошек на землю, поглаживание рук, повороты рук то вверх, то вниз ладонями, изображение процесса поедания супа и укладывания спать (руки сложены вместе и прижаты к щеке).
  • «Снежный ком». Отрабатывает сжимание ладоней, смыкание кончиков пальцев над головой, вращение кулаком возле кончика носа, описывание сферы в воздухе.
  • «Елка». Пальчиковое задание подразумевает выполнение размеренных хлопков ладонями, ударов кулаками, шагов пальцами по поверхности, разведения рук в стороны, сгибания пальцев на руках поочередно.
  • Постановка «Деревья». Выполняется потирание ладоней, растопыривание пальцев, соединение локтей и выпрямление кистей рук (ствол и крона), встряхивание всеми верхними конечностями, противопоставление указательного пальца прочим, вытягивание рук вверх с выпрямленными пальцами, соединение кончиков пальцев в одну точку (бутон), вращение указательными пальцами, разведение рук в стороны и немного вниз с выпрямленными пальцами, изображение с помощью пальцев гриба (кулак – ножка, ладонь сверху – шляпка).
  • «Листья». Упражнение отрабатывает технику выполнения волнообразных махов ладонями, плавного встряхивания кистей, шагов кончиками пальцев, скрещивания кистей с выпрямленными пальцами, поочередного сгибания пальцев, хлопков ладонями.
  • «Ягоды». От дошкольников требуется поочередно соединить одинаковые пальцы правой и левой руки, пошагать всеми пальцами, согнуть и разогнуть их в соответствии с произносимыми словами.
  • «Фрукты». Для его выполнения потребуется дополнительный атрибут – массажный мяч, который необходимо захватить двумя ладонями. Основные движения гимнастики – смыкание пальцев поочередно, противопоставление большого пальца сомкнутым в кулак остальным.

Правильно организованные занятия по пальчиковой гимнастике вызывают неподдельный интерес у дошкольников. Когда воспитатель умеет создать комфортные для выполнения упражнений условия и грамотно подобрать материал, дети не только с радостью приступают к тренировке пальцев рук, но и проявляют фантазию, придумывая движения к разучиваемым стихам и песням.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о пальчиковой гимнастике

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких:

С помощью рук человек совершает огромное количество операций в течение дня. Но большинство людей, как правило, не уделяют необходимого внимания для здоровья рук и со временем состояние кожи ухудшается, появляется неприятный хруст в суставах. В современном мире человек много времени проводит за телефоном или компьютеров, пережимаются нервы, и сопровождается это достаточно неприятным покалыванием.

В некоторых профессиях здоровье и подвижность кистей и пальцев особо важна (например, музыканты и художники). Гимнастика является хорошей профилактикой от всевозможных заболеваний, связанных со связками и суставами.

Дети, использующие подобные упражнения для рук, значительно улучшают свои умственные способности, развивают координацию движений. Гимнастика рук позволяет снять накопившееся напряжение и существенно повысить вашу работоспособность. Она не займёт у вас много времени, однако окажет неоценимую пользу в будущем.

Показания и противопоказания

  1. При усталости, возникшей от монотонной работы.
  2. До предстоящей длительной работы, в которой нужно выполнять точные движения рук.
  3. При некоторых заболеваниях кистей и пальцев (артроз, артрит).
  4. Для профилактики таких заболеваний как: туннельный синдром, тендинит, артроз и т.д.
  5. Чтобы восстановить подвижность рук и суставов.
  6. Для замедления необратимого процесса старения.
  7. Чтобы увеличить эластичность хрящей.
  8. Чтобы нормализовать кровообращение кистей и пальцев.

Не рекомендуется выполнять упражнения, которые вызывают у вас сильные болевые симптомы. Лучше получить консультацию у специалиста и подобрать комфортные для вас упражнения, так как существует огромный риск усугубить текущую ситуацию.

Массаж

С помощью массажа вы подготовите свои руки к физическим нагрузкам и наладите кровообращение. Упражнения необходимо выполнять регулярно (желательно 2-3 раза в течение дня) и обязательно задействовать обе руки. Перед тем как начать массаж нанесите немного масла или крема на кожу.

  • Используя чередующиеся круговые движения, выполните массаж пальцев.
  • Одна рука располагается на столе, а другой рукой аккуратно растягивайте кожу методом поглаживания.
  • Вращайте кисти рук, по возможности исключайте любое возникающее напряжение.
  • Используйте имитацию умывания рук для массажа.
  • Растягивайте пальцы рук вперёд от себя, сложив их в замок. Главный элемент этого подготовительного упражнения растяжка.

Не рекомендуется выполнять этот комплекс если у вас имеются небольшие трещины на коже рук или некоторые заболевания (например грибок). Выполняя такой массаж регулярно, вы сохраняете здоровье ваших суставов и поддерживаете красоту рук.

Зарядка

Чтобы снять накопившееся напряжение в руках отлично подойдёт следующий комплекс эффективных упражнений:

  1. Произведите сжимание пальцев в кулак и выполните вращение кистями (около 15 повторений вполне достаточно).
  2. Рука сжимается в кулак на 4 секунды, после этого полностью расслабляется (выполните около 10 повторений).
  3. В третьем упражнении происходит натяжение кисти сначала на себя, а после от себя (также сделать 10 раз).
  4. Положите свои руки на жесткую поверхность. Далее начинайте отрывать поочередно пальцы от поверхности.
  5. Выполните упражнение «Щелбан» для каждого пальца (не менее 10 повторений).
  6. Используйте попеременные круговые движения ваших пальцев. Очень важно при этом добиться максимального расслабления рук.

Эти, казалось бы, на первый взгляд элементарные упражнения считаются отличной профилактикой различных заболеваний и быстро снимают наросшую усталость после напряженного дня на работе.

Упражнения на укрепление рук

Люди, которые только начали заниматься спортом, наверняка испытывают трудности при работе с тяжелыми весами. Крепкие кисти очень важны при работе со штангой, гантелями и турником (при любой работе с отягощением). Упражнения, приведенные ниже, направлены на укрепление рук и неплохо развивают их подвижность.

  • Делайте плавное сгибание кистей. Местом сгибания будет лучезапястный сустав. Движение вверх-вниз (для большей эффективности проделывайте это упражнение с гантелями или штангой).
  • Необходимо соединить локти и ладони на твёрдой поверхности. Затем медленно раздвигайте локти и как можно ниже опускайте ладони.
  • Зажмите ладонь другой рукой и начинайте её сгибание в лучезапястном суставе.
  • Поставьте ладонь ребром на жесткой поверхности. Теперь попеременно делайте сгибание пальцев, прилагая значительные усилия (только не переусердствуйте).
  • Прижмите ладони друг к другу. Затем произведите сгибание пальцев одной руки, создавая сопротивление другой.

Мы говорили о не очень сложных заданиях для новичков, которые разрабатывались для развития навыка, координации и понимания того, как надо контролировать гриф. Примеры, дающиеся ниже, гораздо более конкретны, и во многом направлены на отработку различных приемов гитарной игры. Однако все они будут полезны как в частных, так и общих моментах.

Тренировки для развития техники игры надо выполнять в строгом соответствии с текстом задания, а также под бит метронома. Это важно для развития не только физической техники, но также ровной игры и чувства ритма. Начинайте, как обычно, с медленного темпа, и постепенно увеличивайте его. Не забывайте выполнять упражнения комплексно – то есть подряд, особенно если они схожи по техническому исполнению.

Тренировки на гитаре

Pull-Off и Hammer-On

Начнем мы с одного из основных технических понятий и способов игры, которым должен овладеть буквально каждый гитарист. Прием легато позволит значительно разнообразить вашу игру, а также позволить сильно ускорить исполнение соло-партий для гитары. Особенно это актуально для любителей электрогитары, поскольку множество партий на ней исполняется именно при помощи приема легато. Не освоив его вы не сможете играть свипом, а также исполнять различные «вертушки» и красивые сольные пассажи.

Первый прием

Итак, прием легато выполняется следующим образом: вы зажимаете струну пальцем на любом ладу. Дерните ее при помощи медиатора – и он зазвучит. Теперь другим пальцем, не отпуская звучащий лад, зажмите другой, но не бейте по струне плектром. Обратите внимание, что теперь зазвучит та нота, которую вы зажали даже без удара. Этот прием и называется . Основная загвоздка заключается в том, чтобы подобрать достаточную силу удара пальцем по струне – она должна звучать так же ровно, словно по ней бьют медиатором. Тем не менее, это придет с опытом и практикой. Стоит сказать, что совершать этот прием можно сразу несколькими пальцами – надо просто зажимать лады подряд.

Второй прием

Но это была только первая часть легато. Вторая выглядит так: Одним пальцем зажмите струну на любом ладу. Второй поставьте на ту же струну, но на другой лад. Скажем, указательный поставьте на пятый, а безымянный – на седьмой. Дерните медиатором – зазвучит более высокая нота. Теперь безымянным совершите скользящее движение вниз, перпендикулярно струне, как бы дергая ее пальцем – так, чтобы зазвучал лад, на котором находится указательный, при этом звук был без использования медиатора. Это Pull-Off . Основная сложность заключается в том, чтобы дергать только одну струну пальцем, не задевая остальные.

Теперь совместите оба этих рисунка – и получится тот самый прием легато, о котором мы говорим.

Табы упражнения

Теперь про упражнение. Оно схоже со стандартной разминкой для пальцев на гитаре из первой части нашего цикла. Зажмите шестую струну на первом ладу. Ударьте по ней. Теперь при помощи приема Hammer-On заставьте звучать поочередно сначала третий, потом четвертые лады – и таким образом спускайтесь по струнам. Выглядит это так:

Когда вы дойдете до первой струны, зажмите указательным пальцем на ней второй лад, безымянным – четвертый, а мизинцем – пятый. Теперь приемом Pull-Off заставьте звучать их по очереди, и так продвигайтесь вверх по всем струнам.

Постарайтесь делать это упражнение в комплексе, и несколько раз подряд.

Играем арпеджио

Арпеджио – это один из способов обыгрывания аккордов на различных инструментах, когда все звуки трезвучия идут друг за другом в восходящей или нисходящей последовательности. Прием чаще всего используется в различных , и эта тренировка на гитаре направлена прежде всего на развитие именно этого способа игры. Состоит оно в том, чтобы просто поочередно в ровном темпе последовательно играть открытые струны на гитаре. Выглядит это так:

Если хотите усложнить себе задачу – попробуйте зажимать отдельные дополнительные струны и аккорды параллельно с игрой:

«Движение змеи» для развития пальцев на гитаре

Еще одна схема, направленная на развитие пальцев на гитаре. Оно также может помочь освоить разные , и не важно, как исполнять его – пальцами или медиатором. Задача заключается в ровном последовательном переборе двух находящихся рядом струн, зажимая при этом расположенные рядом лады. Оно несложное и выглядит таким образом:

Движение обратно идет в зеркальном порядке, как уже можно успеть понять:

Упражнение «Паук» на гитаре #1

Небольшая модификация «Движение змеи». Основное отличие заключается в том, что если в первом случае мы двигались в рамках двух струн, то делает проходку по всем струнам по очереди, со спуском вниз. Задание заключается в том, что вы также перебираете два рядом находящихся лада – в данном случае 1 – 2 – 3 – 4, зажимая их на разных струнах, начиная с первого лада на шестой и второго на пятой. При этом после того, как рисунок будет сыгран, вы спускаетесь на одну струну вниз. Это выглядит так:

Как только вы доходите до первой, то начинаете двигаться обратно, и играете ноты в зеркальном порядке, вот так:

Упражнение «Паук» #2

Также эту тренировку на гитаре называют «Танцем паука». Это еще более усложненный вариант предыдущих двух заданий. Оно заключается в том, чтобы последовательно проигрывать на каждой струне две ноты, идущие через одну, и постепенно спускаться вниз по струнам. То есть – на шестой зажмите первый лад и сыграйте его, потом – третий, и также ударьте медиатором. Далее на пятой зажмите второй – сыграйте, потом – четвертый, и сыграйте, и так далее. Выглядит это так:

При движении обратно вы начинаете играть с пятого лада, в зеркальном порядке по ладам.

Практические тренировки «Движение змеи», «Движение паука» и «Танец паука» направлены на развитие координации, а также являются отличным способом разминки рук перед игрой. Если вам скоро надо выступать, то просто пару раз проделайте комплекс этих упражнений – пальцы сразу разогреются, и вам станет проще играть.

Игра на аккордах

Данное задание является скорее практикой импровизации, а также способности зажимать аккорды и ставить баррэ. Упражнение заключается в следующем – вы выбираете для себя несколько любимых аккордов, и начинаете их играть. Старайтесь делать это ровно, можно перебором, можно боем – это не имеет значения. В процессе того, как вы наигрываете последовательность, модулируйте ее – меняйте ноты в аккорде, отпускайте некоторые струны и следите за тем, как меняется звук. Транспонируйте их и активно используйте баррэ – особенно хорошо, если после другого упражнения пальцы и гитара разогреты, тогда тренироваться становится гораздо проще.

Примеры аккордов:

  • Em — C — G — D
  • Am — F — G — E
  • Am — G — F — E
  • Am — Dm — E — Am

Тренировка на гитаре в «Две октавы»

Для того, чтобы правильно исполнить данную схему, нужно сначала понять, . Задание созданном именно для отработки данной техники игры, однако помимо этого оно дает вам основы для полиритмики и рассинхронизации пальцев – для более интересной игры. Упражнение заключается в том, что вы одновременно играете повторяющуюся, одну и ту же басовую ноту, и мелодическую текстуру внутри двух октав одной тональности – именно от этого и пошло название задания! Выглядит это следующим образом:

Выглядит довольно непросто, однако после некоторого времени практики упражнение становится очень простым и интересным.

Разминка для пальцев на гитаре

Эти примеры разминок не будут задействовать гитару каким-либо образом, скорее они просто направлены на то, чтобы размять ваши пальцы непосредственно перед игрой:

1. Сожмите и разожмите пальцы несколько раз в быстром темпе. Это разомнет мышцы и суставы, а также разгонит кровь.

2. Сожмите руки в замок и потом вытяните их, не разжимая пальцы, ладонями вперед. Вы можете услышать характерный хруст в суставах – это нормально, и означает, что они разминаются.

3. Покрутите в руке округлый предмет – например теннисный шарик или грецкий орех. Это разомнет пальцы и сделает их более гибкими и послушными.

Координация рук и пальцев на гитаре

Этот комплекс также не будет задействовать гитару.

Под метроном начните стучать по столу ладонью левой руки, попадая в бит. Правой же начинайте чертить на столе круги. После выполнения поменяйте руки местами.

Опять же, под метроном обеими руками одновременно начинайте чертить на столе квадрат – сначала синхронно, а потом – асинхронно.

Дотроньтесь каждым пальцем одной руки до большого пальца. Другая рука в это время делает то же самое, однако каждый палец дотрагивается до большого сразу два раза.

Усложните себе задание – и на каждой руке дотрагивайтесь разными пальцами для большого. Например, если на левой до него дотронулся мизинец, то на правой – безымянный, и так далее.

Одновременно сгибайте пальцы в центральной костяшке так, чтобы при этом не гнулись все остальные.

Положите указательный палец правой руки на большой левой и наоборот. Должна получиться этакая «восьмерка» из пальцев, при этом на правой руке пальцы будут перекрещены. Теперь плавно поменяйте позицию местами – левые пальцы должны быть перекрещены. Постепенно ускоряйтесь.

Тренировка для пальцев без гитары

Старайтесь заниматься каждый день, и за один тренировочный заход хотя бы по разу прогонять все гитарные упражнения. Делайте их в комплексе, и желательно – под один и тот же темп. Начинайте с малого количества ударов в минуту и постепенно наращивайте их. Не стоит сразу пытаться играть быстро – лучше сконцентрируйтесь на чистоте вашей игры и звукоизвлечения.

На стопах, кистях и пальцах присутствует множество биологических зон, воздействие на которые приводит к активизации определенных процессов. Особенно важно это в раннем возрасте, так как пальчиковая гимнастика рук для детей улучшает моторику и положительно влияет на деятельность мозговых клеток.

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.

Каждый палец воздействует на определенный орган:

  • большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
  • средний – стимулирует работу печени;
  • мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
  • указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
  • безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.

От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.

Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:

  • взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
  • малыш выполняет движения самостоятельно;
  • взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.

Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:

  • навыкам концентрации внимания;
  • возбуждению речевого центра головного мозга;
  • нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
  • при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
  • усиливается контролирование собственных действий;
  • улучшается память и мышление;
  • пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
  • гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.

Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.


В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника

По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.

Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:

  • ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
  • поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
  • растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
  • спиралевидные растирания пальцев;
  • начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
  • положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
  • одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
  • малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.

Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы. Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы.

Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года

Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.


Предметы, которые используются в ходе игрового занятия с малышом, должны быть безопасными

Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.

Сначала ребенку показывается цветной, яркий кубик, который кладется рядом с ним, а затем папа или мама вслух проговаривают историю или сказку, где присутствует соответствующая теме сюжетная линия. Далее взрослый начинает выставлять кубики, стараясь сосредоточить на этом процессе внимание малыша.

После нескольких занятий малыш будет самостоятельно повторять действия, производимые родителями и совсем неважно, как он это будет делать. Главное – это сконцентрировать его внимание и обязательно хвалить, так как эмоциональная составляющая крайне важна для детей.

Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.

От 1 до 3 лет

  • детям предлагается положить кисти рук на стол (ладонями вниз), после чего пальчики широко разводятся и сводятся вместе 5– 10 раз;
  • ладонь малыша сжимается в кулак, после чего ребро сжатого кулака упирается в стол и проделывается это же упражнение в обратном порядке;
  • пальцы рук должны соприкасаться друг с другом;
  • ребенок выполняет упражнение, при котором указательный и средний палец перемещаются по столу (бегают), сначала левой, а затем правой рукой. Далее аналогичное действие выполняется одновременно обеими кистями;
  • кисть сжимается в кулак, а затем мизинец и указательный палец выпрямляются, сначала поочередно (на правой и на левой руке), а затем обеими одновременно;
  • пальцы рук соединяются вместе (ладошками внутрь), после чего ладонь медленно раскрывается, образуя «домик», но подушечки пальцев не разъединяются.


Упражнение для пальчиков «Кошечка»

В возрасте от 2 до 3 лет дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, особенно если она сопровождается присказками и короткими стишками.

От 3 до 5 лет

Пальчиковая гимнастика для детей от 3 до 5 лет базируется на развитии моторики. Этот период характеризуется бурной реакцией малыша на стихи и сказки, он начинает хлопать в ладони, пытается вырезать, лепить, клеить, собирать мозаику и играть в кубики.

Малыш учится владеть руками, играет в игры, соответствующие его возрасту, любит кидать мяч, а также закрывать и открывать крышки фломастеров и банок. Крайне важно в это время обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений.

Гимнастика выполняется, опираясь на навыки малыша. Взрослый человек завязывает вместе с ним шнурки на обуви, застегивает пуговицы. Для того чтобы малыш лучше усвоил упражнение, необходимо проговаривать свои действия вслух.

Очень полезно играть в «Рыбака и рыбку». Для этого в небольшую емкость наливается теплая вода, в которую опускаются резиновые игрушки на магнитах, после чего ребенок их вылавливает удочкой. Это занятие развивает моторику, а кроме этого, пластмассовая удочка оказывает массажное воздействие на ладошку.

Для детей 5–7 лет

Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика крайне необходима, так как стимулирует моторную и речевую зону мозга, что в свою очередь, ускоряет формирование речи.

Перед тем, как начать выполнение гимнастики, взрослые вместе с детьми рассматривают иллюстрации, знакомя детей с дальнейшими действиями, жестами, командами и комбинациями пальцев. Такой подход обеспечивает правильный эмоциональный настрой.

Упражнения выполняются кистями поочередно, вне зависимости от доминантной руки, и включают в себя следующие действия:

  • сначала легкими поглаживающими движениями разогреваются ладони, до появления тепла, и только после этого следует приступать к гимнастике. Упражнения делаются в медленном темпе, с повторами не менее 5 раз для каждой кисти;
  • дети поочередно соединяют пальцы рук, «проговаривая» и «проигрывая» короткие стишки и потешки (по 3– 5 раз). При этом важно обратить внимание на координацию движений при составлении фигур и умение сохранять заданное положение при выполнении гимнастики;
  • упражнение «Слоник» – безымянный и указательный, мизинец и большой палец условно обозначают «ноги» слона. При выполнении этого упражнения средний палец нужно вытянуть наподобие хобота и медленно передвигаться «ногами» по столу;
  • «Петушок» – малышу предлагается сцепить ладони, после чего левая рука должна слегка нажать на тыльную сторону правой. При этом ладонь разгибается, напоминая «петушиный гребень»;
  • «Дорожка» – большой пальчик левой руки нужно положить на такой же палец правой руки, ногтем вниз так, чтобы получились 2 «ступеньки», после чего всеми пальцами (подушечками) поочередно имитируется ходьба по «дорожке»;
  • «Сороконожка» – пальцы малыша ставятся на край ровной поверхности (стола) после чего быстро перебирая пальчиками, руки перемещаются на противоположную сторону;
  • «Тесто» – при выполнении этого упражнения дети имитируют процесс вымешивания теста, что позволяет эффективно разработать кисти;
  • «Фонарики» – дети садятся напротив взрослого человека, после чего медленно сжимают кулак, выпрямляют ладонь, раздвигают пальцы, сжимая и разжимая их.


Пальчиковая игра «Улитка»

Упражнения для пальчиков подготавливают руку малыша к письму. В них участвуют все пальцы, что усиливает эффективность развития моторики. Это обусловлено последовательным чередованием движений (сжатие – расслабление – растяжение), что приводит к усилению тонуса кисти и пальцев. Существует множество специальных упражнений и чем больше умеет делать дошкольник, тем более развита у него речь и координация движений.

Для улучшения гибкости пальцев

Для того чтобы улучшить гибкость и ловкость суставов у детей, рекомендуется специальный гимнастический комплекс для кистей и пальцев рук, с включением легкого массажа:

  • перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо слегка помассировать кисти рук с использованием масел, после чего малышу предлагается сжать кулак и выполнить несколько вращательных движений в разные стороны (по 10 раз);
  • каждый пальчик соединяется попарно для того, чтобы сделать «щелчок» (по 5– 6 раз);
  • подушечки пальцев одной руки плотно прижимаются к другой. Далее кончиками пальцев выполняются круговые движения, начиная от указательного и большого с вовлечением остальных (7– 10 повторов);
  • кончики пальцев левой руки соединяются с правой рукой и слегка сжимаются в течение 5– 7 секунд (не менее 10 раз);
  • кисти медленно сжимаются в кулак и разжимаются не менее 7– 10 раз;
  • каждым пальцем выполняются вращения сначала в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз).


Для гибкости пальчиков у детей рекомендуется лепить

Для того чтобы упражнение для пальцев рук сделать максимально интересным для малыша, необходимо выполнять их в игровой форме, сопровождая каждое занятие звуками и стихами.

Общие правила выполнения гимнастики

Для того чтобы пальчиковая гимнастика доставляла детям удовольствие, следует придерживаться определенных условий ее проведения:

  • во время игрового занятия необходимо обязательно сесть напротив малыша так, чтобы лицо и глаза взрослого человека были на одном уровне с ребенком. При выполнении гимнастики вместе с детьми следует демонстрировать увлеченность игрой;
  • до начала активных тренировок следует предварительно разогреть ладошки малыша легкими поглаживающими движениями до появления тепла. Все действия выполняются медленно, с повторами не менее 5 раз (вначале правой, затем левой и обеими кистями одновременно);
  • в гимнастику должны вовлекаться все пальчики, при этом нужно внимательно следить за реакцией детей, что позволит избежать мышечного перенапряжения кистей рук. Все рекомендации произносятся доброжелательным и спокойным тоном, а при необходимости требуется индивидуальный подход к малышу, ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.

Длительность ежедневного занятия не должна превышать 10 минут. После того, как дети освоили несколько упражнений, рекомендуется дополнять или заменять их другими. Однако необходимо учитывать, что нельзя ставить перед детьми одновременно несколько сложных задач, например, выполнять гимнастику и читать стихи. Такое требование обусловлено ограниченным объемом внимания у детей, а сложная задача может привести к нежеланию и полному отказу малыша от пальчиковой гимнастики.

Вначале упражнение выполняется медленно, отрабатывается одна рука, затем вторая и обе вместе. В ходе занятий необходимо внимательно следить за правильностью воспроизведения движений ребенком, удерживания положения кистей и переключение между упражнениями. При необходимости следует помочь малышу. Важно вовлечение в гимнастику мизинцев и безымянных пальчиков, так как они более слабые. Движения следует обязательно чередовать (сжатие – растяжение – расслабление).

Регулярное выполнение пальчиковой гимнастики, помимо улучшения моторики, речевой и мозговой деятельности, способствует разработке суставов. Каждому упражнению должна соответствовать своя картинка, для того, чтобы малыш сумел воссоздать зрительный образ. В первую очередь детям предлагается просмотр именно рисунка с названием упражнения и его дальнейшим воспроизведением.

Пальчиковая гимнастика – это не только яркое развлечение для малыша, но и достаточно хорошее подспорье для родителей, так как позволяет улучшить двигательную координацию малыша, память и концентрацию внимания. Конкретные результаты после выполнения пальчиковых упражнений заметны уже через 2– 3 недели регулярных занятий с детьми.

Поделиться: