Комплект лабораторного оборудования "Плавание и погружение". Руководство для учителя

Водная стихия манила и притягивала людей, погружение под воду с давних времен популярное и интересное занятие. Для погружения под воду важно учиться и тренироваться. Ныряние в воду требует от прыгуна наличия определенных навыков, умений, знания способов и правильной техники. Ныряние под воду любят взрослые и дети, ведь именно на дне скрыто загадочное и таинственное. Ныряние и погружение под воду без акваланга - дело сложное, требующее предварительной подготовки и специальной тренировки легких.

Свободное погружение - это удовольствие и тяжелый труд. Тем, кто чувствует себя в воде свободно, она откроет свои красоты и тайны. Правильное возобновление дыхания после погружения под воду обеспечит хорошее самочувствие и вызовет желание повторить подводное путешествие. Техника ныряния в воду сложна, но освоить ее сможет каждый, выбрав для себя подходящий способ ныряния в воду. Экстремальное ныряние в холодную воду требуют от человека смелости и силы воли. Важно знать, с чего начинать и как закончить этот процесс, чтобы избежать неприятных последствий и не навредить здоровью.

Ныряние в воду

Плавание считается для человека жизненным навыком. Люди, которые умеют плавать, с уверенностью чувствуют себя на воде, меньше рискуют, так как способны оценить и среагировать на любую ситуацию у воды. Работу многих людей связывают с этой стихией, плавание для них входит в должностные обязанности. Спорт и вода неразделимы, водные виды спорта популярны и любимы среди людей. Ныряние в воду представляет собой часть общего понятия «прикладное плавание», то есть умение держаться и способность действовать в стихии воды.

Фото 1. Погружение под воду в бассейне должно производиться с задержкой дыхания, чтобы вода не попала в легкие

Ныряние под воду - процесс, когда человек пребывает под водой, без наполнения воздухом легких. Навык ныряния используют спортсмены , чтобы установить рекорд, и обычные люди в повседневной жизни. Практическое освоение техники ныряния в воду позволит продлить время пребывания под водой и восстановиться после погружения. Длительная задержка дыхания возможна при регулярной тренировке легких со знанием специальных дыхательных приемов.

Разновидности ныряния в воду:

  1. В длину. В этом случае передвижение под водой осуществляют на 1-2 метровой глубине в положении тела горизонтально дну.
  2. На глубину. Пловец проникает в воду вертикально, достигая глубины 5-6 метров.
  3. Комбинированное. Сочетание первого и второго видов ныряния, в процессе чего пловец идет вертикально на глубину и принимает горизонтальное положение проплывая расстояние.

Грамотное и техничное погружение под воду позволяет задать движению вектор и сократить скорость достижения глубины. Достигнув дна, пловец помогает себе, группируясь и выталкивая свое тело к водной поверхности.

Фото 2. Для продолжительного плавания под водой используют специальные зажимы для носа, предотвращающие попадание жидкости в носоглотку

Техника ныряния в воду

Ныряние в воду - способы:

  • Из опорного положения. В этом случае прикладные прыжки в воду выполняют с опоры: борт лодки, тумбочка или бортик бассейна, прыжок с берега водоема. Прыжки в воду без информации о состоянии дна опасны для жизни.
  • С положением без опоры. При этом пловец выполняет погружение с поверхности воды. Для преодолевание водных преград или спасения утопающего используют навыки ныряния именно из безопорного положения.

Фото 3. Правильная техника ныряния в воду из опорного положения

Способов ныряния имеют свои технические приемы. Важно, чтобы новичок знал о них и обучился правильному выполнению на воде.

Погружение из положения «с опоры»:

  1. Ногами вперед. Опорой выступает край бассейна, принимают следующее положение тела: ступни соединеняют, руки опускают и прижимают к телу, голову держат прямо, глаза перед собой. Выполняют подачу тела вперед и делают шаг правой ногой, отталкиваясь от твердой опоры. В дальнейшем от поверхности отрывается левая нога и присоединяется в полете к правой. В процессе вхождения в воду носки оттягивают. Вхождение в воду разрешают «с прыжка». Спортсмены принимают исходную позицию: ступни — рядом параллельно, ноги согнуты в коленях, руки протягивают и прижимают к туловищу, голова и взгляд — вперед. Отталкиваются, чтобы сделать прыжок вверх и вперед, стараясь сохранить положение тела вертикально, при входе в воду носки оттянуть.
  2. Головой вперед. Опорой служит стартовая тумба. Спортсмен встает на тумбу и пальцами ног обхватывает ее край. Исходное положение такое — ступни соединяют вместе, а руки поднимают и вытягивают. Для погружения подаются корпусом вперед и сгибают ноги, выполняют толчок и вылет прямым корпусом в направлении вперед и вниз. Другой вид ныряния применяется в качестве стартового прыжка во время дистанционного плавания брассом, кролем на груди или дельфином.

Фото 4. Погружение в воду с опоры - десятиметровой вышки в бассейне

Погружение из положения «без опоры»:

  1. Ноги вниз. Тело группируют: колени поднимаются к груди, стопы приближаются к тазу, руки вытянуты вперед. Производят гребок руками вниз, чтобы плечи оказались над водой. Толчок ногами до их выпрямления по направлению вниз позволяет приподнять корпус из толщи воды до уровня поясничного отдела, при этом положение тела прямое, а носки оттягивают. Дальше сила тяжести заставляет человека опуститься под воду, для углубления применяют сопутствующие махи руками в стороны и вверх.
  2. Голова вниз. Погружение осуществляют из исходной позиции: колени рядом с грудью, стопы прижимают к тазу, руки вытянуты. Спортсмен вдыхает глубоко, опуская голову в воду. Руки и корпус при этом стремятся ко дну, а ноги поднимаются над водной поверхностью. Увеличение глубины погружения происходит за счет усиленной работы руками назад-вниз через стороны.
  3. Ныряние в длину. Выполняют резкий и мощный гребок одной рукой, другая рука при этом остается впереди, ноги работают кролем. После осуществления гребка поворачивают головой в сторону двигающейся руки, вдыхая в легкие воздух. Когда руки соединяются, человек сгибает ноги в тазобедренном суставе, стараясь погрузить руки и переднюю часть корпуса на глубину. Ноги продолжают делать движения, подобные плаванию кролем, туловище горизонтально распрямляется. Так спортсмен продвигается в толще воды на расстояние.

Фото 5. Ныряние в воду без опоры вверх ногами с использованием зажима для носа и защитных очков

Основа техники и приемов при нырянии - это популярные стили плавания дельфин , брасс и кроль , элементы плавания на одном и другом боку. Комбинирование элементов из различных плавательных техник позволяет добиться скорости и глубины погружения. Структура и сила плавательных движений отличается от классических требований и норм вышеперечисленных стилей, но это считается в нырянии допустимым.

Вам также будет интересно:

Погружение под воду без акваланга

Долгое плавание под водой — мечта любого человека, если подводное путешествие проходит по морскому дну с коралловыми рифами и их обитателями. Погружение под воду без акваланга требует от пловца энергии и сил. Тренировка по подводному погружению проходит с учетом подготовленности человека. Наращивают интенсивность и продолжительность занятий постепенно, ориентируясь на самочувствие и готовность пловца к новому. Немаловажных элемент техники - возобновление дыхания после погружения под воду. К особенностям подводных погружений без наличия акваланга относят — окружающие шумовые эффекты, перепады давления, чувствительность барабанных перепонок и психоэмоциональное напряжение.

Рекорд 2002 года установил фридайвер из Франции Лоик Леферм. Он опустился без акваланга на глубину 162 метра. В 2004 году этот же спортсмен сделал трагическое погружение на глубину 171 метр, но выбраться из воды уже не смог.

Свободное погружение проводят в маске для удобства и с напарником для безопасности, в спокойную воду без волн. Важно запомнить, что маневры головой запрещены из-за давления на барабанные перепонки с риском их повреждения. Любое движение делают всем телом и в параллели с дном. Погрузившись, для устранения дискомфорта в ушах, зажимают нос и пытаются с силой выдохнуть через него. Благодаря регулярным тренировкам и навыкам, вы почувствуете себя частью необъятного водного мира, необыкновенного и завораживающего.

Фото 6. Погружение в воду без акваланга требует хорошо развитых легких для продолжительного затаивания дыхания

Особенности ныряния в холодную воду

Вода — это сила, здоровье и спорт. Холодная вода — это среда для проверки человека на прочность. Ледяной водой закаливают тело, укрепляют человеческий дух и характер. Соприкосновение с холодной водой — это эмоциональная встряска, привыкнуть к которой практически невозможно. Ныряние в холодную воду — это усилие и победа над собой.

Положительное воздействие холодной воды на человека:

  • Гимнастика для кровеносных сосудов и капилляров.
  • Тренировка для рецепторов кожи.
  • Оздоровление жизненно важных органов и систем.
  • Элемент закаливания организма.
  • Тренинг нервной системы.
  • Усиление обменных процессов в организме.
  • Нейтрализация положительного заряда тела.
  • Очищение организма от вредоносных газов.
  • Систематизация движения жидкостей в человеческом организме.

Фото 7. Ныряние в холодную воду оздоравливает организм и повышает иммунитет

Контакты с холодной водой начинают с комфортной температуры, распределяя нагрузку, без излишнего стресса и с позитивным боевым настроем. Важно знать, что целебное действие воды низкой температуры достигается при краткосрочном воздействии. Этот метод не отменяет других полезных для здоровья и приятных для человека процедур.

Возобновление дыхания после погружения под воду

Длительная задержка дыхания — это залог глубоководного погружения. Мозг способен на жизнь без кислорода в течение 3-4 минут. За счет чего происходит экономия воздуха и как сохраняется жизнеспособность при длительной дыхательной задержки. Этому навыку можно научиться, если регулярно тренировать и увеличивать время пребывания без кислорода. В среднем человек способен задержать дыхательный рефлекс на 1-3 минуты. Некоторые люди умеют задерживать дыхание под водой продолжительностью до 10-15 минут.

Фото 8. Важно правильно дышать перед погружением под воду, чтобы не уставать

Немец Том Ситас, тренируя возможности своих легких, в городе Чанша Китай перед телекамерами добился результата по задержке дыхания на период времени 22 минуты и 22 секунды. Это достижение вошло в книгу рекордов Гиннеса.

Перед свободным погружением понижают концентрацию углекислого газа в крови и обогащают ее кислородом. Для этого выполняют цикл упражнений вдох-выдох (6-7 раз и более). Перед входом в воду выполняют окончательный глубокий вдох. Подъем человека на поверхность воды происходит на задержанном дыхании. Вынырнув на поверхность, пловец выдыхает остатки воздуха из легких и производит другие вдохи спокойно и глубоко. До полноценного восстановления дыхательного процесса главное несколько раз вдохнуть-выдохнуть.

Фото 9. Ныряние на глубину со специальными моноластами, которые делают движения быстрыми и плавными

Фридайвинг при задержке дыхания — это древняя дайвинг-разновидность, с течением времени она не теряет своей актуальности, интереса и востребованности среди людей. Водные тренировки в любом своем проявлении - на природе у берега, на море или в бассейне, в виде ныряний или плавания, представляют собой отличную тренировку мышц, сердца и мозга. Подводное плавание будет в удовольствие если человек натренированный, уверен в себе и своих силах, а значит, без страха и сомнений, легко и свободно несется сквозь толщу воды.

«Как рыба в воде» – теперь это о вас. Люди, освоившие методику Терри Лафлина Total Immersion, способны плавать без устали часами, получая наслаждение от каждого своего движения. В этой книге вы найдете объяснения и упражнения, которые шаг за шагом приведут вас к хорошей технике, от которой, по словам автора, зависит 70 процентов результата в плавании. Эта книга необходима всем, кто хочет научиться плавать свободно и правильно, а особенно тем, кто готовится к соревнованиям на длинные и сверхдлинные дистанции.

Из серии: Спорт-драйв

* * *

компанией ЛитРес .

Новые движения. Самостоятельное обучение плаванию по-новому

Плавание от бортика к бортику: путь в никуда

Большинству людей при всем желании не удается научиться плавать быстрее, дальше и лучше. Причина этого налицо: они начинают движение к своей цели не с того конца. «Не беспокойтесь по поводу техники, – уверяют нас тренеры и инструкторы по плаванию. – Просто тренируйтесь больше, и в конце концов вы добьетесь плавного и сильного гребка». Хотя начинать надо именно с техники.

Я расскажу вам, как пришел к новым методикам обучения плаванию.

Прежде всего я должен признаться читателям, что по-настоящему увлечен плаванием. Я почти каждое утро посещаю бассейн, поднимаясь ради этого в 5:30. Я принимаю участие во многих соревнованиях, в том числе на открытой воде. Кроме того, и на жизнь зарабатываю, прививая взрослым подобное пристрастие.

Я преподаю с увлечением, потому что, с моей точки зрения, плавание приносит редкое удовольствие. Несмотря на усталость после тренировок, в течение всего последующего дня я чувствую себя энергичным.

Сравните плавание с любым другим видом спорта. После бега день или два болят мышцы. Езда на велосипеде – отличное упражнение, пока на улице стоит хорошая погода. Занятия в тренажерном зале – прекрасная тренировка, но после нее еле передвигаешь ноги.

А после плавания я всегда чувствую себя лучше. Поэтому я с легкостью покидаю любимый диван на рассвете морозного утра или на закате жаркого летнего вечера и спешу в бассейн.

Вероятно, назвать плавание идеальным видом спорта будет некоторым преувеличением, но вряд ли существует лучший кандидат на это звание. Сердце и легкие работают рационально, мышечная выносливость и сила увеличиваются, улучшается гибкость, повышается стрессоустойчивость. В то же время плавание не создает сильной нагрузки на суставы по сравнению с другими видами физической активности. На фоне остальных видов спорта, за исключением беговых лыж, в плавании задействовано большее число мышц. И только плавание способно создать ощущение невесомости и свободы.

Устали от многочисленных травм, полученных на аэробных тренировках? Несомненным преимуществом плавания является его сравнительно низкая травматичность и отсутствие вибрационных нагрузок на опорно-двигательный аппарат, от которых страдают многие бегуны и велосипедисты. Вода щадит мышцы. Расслабление и равномерное сопротивление способствуют избавлению от мышечного напряжения и болей, вызванных тренировками на земле.

Перегрев в плавании практически невозможен. Вода в 20 раз лучше проводит тепло, чем воздух, поэтому можно тренироваться с повышенными нагрузками. Это особенно важно летом, в жару: есть возможность избежать обезвоживания и сильного перегрева, столь ощутимого при тренировках «на берегу».

Плавание – это спорт равных возможностей. В случае избыточного веса, инвалидности или травмы – факторов, мешающих активно двигаться, – вы можете плавать. Общеизвестно, что многие спортсмены после полученных травм занимаются плаванием, чтобы быстрее восстановить силу и выносливость.

С возрастом стали малоподвижными суставы? Увеличение подвижности суставного аппарата – одна из наиболее важных причин, по которой взрослым стоит заниматься плаванием. Исследование, проведенное в 1988 году кардиологами и спортивными физиологами Далласского медицинского центра при университете Техаса, показало, что у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, спустя три месяца регулярных занятий плаванием заметно улучшилось состояние сердца. Сердцебиение замедлилось, при этом кровь стала циркулировать более интенсивно. Систематическое плавание также понижает давление и увеличивает выносливость при сравнении показателей в одновозрастной группе. Кроме того, с точки зрения энергетических затрат заплыв на 1,5 км равен бегу на дистанцию 6,5 км.

Знания, изложенные в этой книге, не были известны в те времена, когда я плавал в колледже. Инструкции по плаванию были очень просты: чтобы достичь результатов, надо сцепить зубы и терпеть, и тогда будешь побеждать в соревнованиях. Должно быть больно, иначе ты не спортсмен. И до вопросов ли было тогда, с сердцем, выскакивающим из груди, и ноющими мышцами?

Но время вопросов неумолимо приближалось. Я стал их задавать, когда ушел из колледжа, где проработал тридцать с лишним лет, на другую, чисто тренерскую работу. Наконец-то я мог наблюдать за другими пловцами со стороны. Какие же я совершил открытия! Я обнаружил, что некоторые одаренные пловцы могли плавать очень хорошо, совсем не задыхаясь. Во время индивидуальных тренировок я был впечатлен легкостью и рациональностью их движений в воде. Они побеждали благодаря этому, а не способности выдерживать изматывающие тренировки.

Я задумался, было ли это врожденным качеством или приобретенным навыком. Я еще сомневался в своих догадках, хотя некоторые признаки были налицо. Например, средние пловцы иногда внезапно улучшали свои результаты, когда я освобождал их от бесконечных утомительных тренировок на время и переключал на последовательные упражнения, позволяющие укреплять силы.

В 1988 году в моей голове стала выстраиваться картина, в которой все секреты правильной техники плавания встали на свои места. В этот год я познакомился с Биллом Бумером и покинул колледж, чтобы тренировать только взрослых пловцов. Билл был тренером по плаванию в университете Рочестера. Хотя Билл не очень известен в широких кругах любителей плавания, он был культовой фигурой среди тренеров университетских команд. Его идеи считались радикальными и порой даже революционными.

Однажды Бумер делал доклад на семинаре по обмену опытом среди тренеров, на котором присутствовал и я. Выступавшие сменяли друг друга. Все говорили о том, что тренировать пловцов надо, образно выражаясь, «усиливая мотор и поддавая больше топлива», то есть развивая выносливость.

Потом слово взял Бумер, и его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Он задал вопрос, который никто не осмелился задать за два десятилетия истории этих семинаров: «Как мы можем научить плыть быстрее с меньшими усилиями ?». Его ответ самому себе, гениальный по простоте, обезоружил аудиторию: «Поменяв форму корпуса». Будучи морским инженером, Бумер знал, как улучшить обтекаемость корпуса корабля, а следовательно и пловца.

В Детройте в автомобильной индустрии активно проводились подобные эксперименты, подогретые резким скачком цен на топливо в 1970-х годах, но только Бумер предложил применить аналогичный подход к плаванию. Он творчески мыслил, у него был свежий взгляд на проблему. Бумер не был профессиональным пловцом, однако, прежде чем стать тренером, занимался изучением биомеханики. Иными словами, он пришел в плавание нетрадиционным путем, но при этом обладал глубоким пониманием особенностей движения человеческого тела.

Я принял его подход, моя работа с взрослыми пловцами давала уникальную возможность экспериментировать, развивать и дополнять его идеи. Мои семинары фокусировали внимание аудитории на технике плавания вместо проведения утомительных тренировок.

Взрослые пловцы, которых я тренировал, были идеальным объектом для развития моего подхода. Моя программа тренировок постепенно усложнялась и в итоге трансформировалась в программу обучения совершенно новой технике плавания. Мне пришлось разбить ее на стадии, определить последовательности упражнений, подходящих для взрослых людей, которые не занимались спортом серьезно и не имели представления о механизмах плавания.

Работа не приносила ожидаемого результата до тех пор, пока я не понял, как упростить сложные задания. Я разбил их на серии простых логичных упражнений, доступных для каждого. Моя цель состояла в том, чтобы создать такую понятную программу, которую несложно воспринять и легко выполнять после моего отъезда.

С тех пор через мои руки прошли тысячи учеников. В последние годы некоторые из них стали моими партнерами по обучению. Они оценивают мои инструкции на предмет доступности и легкости в понимании, отбрасывая ненужное и оставляя наиболее ценное. Мы находимся в постоянном творческом поиске, экспериментируя со способами движения, упрощающими плавание.

Со временем я понял, что старый подход к тренировкам был не только малоэффективным, но и принес много вреда. Закрепление нерациональных навыков со временем формирует привычку, от которой трудно избавиться.

Сегодня очевидно, что плаванию необходимо учить так же, как теннису или горным лыжам, поскольку в них решающее значение тоже играет техника, в отличие, к примеру, от бега или велосипеда, больше ориентированных на выносливость.

Лу Фиорина, выдающийся наставник, с которым мы проводим совместные семинары, в свое время наблюдал за легендами американского плавания Роуди Гейнсом и Трейси Колкинс, демонстрировавшими детям свое умение. Глядя на их технику, он думал: «Такие легкие и непринужденные движения – необыкновенный дар». Некоторое время спустя он попал на семинар, где Билл Бумер обучал группу пловцов среднего уровня, и был потрясен их результатами.

«По мере наблюдения за их занятиями я заметил, что пловцы стали демонстрировать те же грациозность и легкость, что и мои кумиры Гейнс и Колкинс. Я внезапно понял, что этому можно научить . Обыкновенные пловцы могут научиться плавать так же красиво, причем могут достичь потрясающих результатов за относительно короткое время».

Сегодня они учатся этому, используя принципы, изложенные в этой книге и доступные людям любого возраста. Каждая минута тренировок «Полного погружения» посвящена развитию рациональных навыков, и вам не придется тратить время на утомительные тренировки на выносливость и развитие скорости. По окончании курса большинство пловцов чувствуют себя увереннее и быстро прогрессируют. Я надеюсь, что убедил вас попробовать.

Как проходят тренировки? Безусловно, часть времени тратится на силовые упражнения и развитие выносливости, но в начале занятий ваша физическая подготовка будет результатом работы по развитию технических навыков. Приведем пример из тенниса. Если вы хотите улучшить технику, разве вы станете тратить время, просто перекидывая мяч через сетку? Маловероятно. Вы будете совершенствовать удар ракеткой 40–45 минут и по мере его улучшения приобретете нужную физическую форму для игры. То же самое мы делаем в бассейне, поэтому я всегда открываю свои семинары оптимистической фразой: «Развивая рациональную технику, вы автоматически совершенствуете свою физическую форму ».

Это не просто рекламный ход, это научно доказанная истина. Роль предварительной подготовки всегда была важна: ученые подсчитали, что на 70 % результаты выступления чемпионов зависят от техники гребка и только на 30 % определяются физической формой спортсмена. Что же касается обычных людей, то в их случае от техники гребка результаты зависят на все 90 %. Начинающий пловец проплывает четверть мили за 10 минут и при этом может улучшить время на 5–10 секунд за счет силовой подготовки. А за счет использования более рациональной техники – на 50–55 секунд.

Но добиться эффективного гребка гораздо сложнее, чем выполнить безупречный удар в гольфе или сделать идеальную подачу в теннисе. Такую технику не выработать без контроля со стороны грамотного тренера. А хороших тренеров для взрослых всегда трудно найти.

Более того, гребок не слишком сильно влияет на быстроту плавания. Возьмите пловца с самым неэффективным гребком, сделайте из него спортсмена с идеальным гребком, и разница в скорости составит только 5–10 %. Это следствие того, что вода в 1000 раз плотнее воздуха и гидравлическое сопротивление тормозит каждого, кто не знает, как с ним бороться. Умение преодолевать сопротивление воды, изменяя положение тела, позволит за пару дней увеличить скорость на 20–30 %.

Поэтому мы учим плавать осмысленно. Сначала показываем, как найти баланс, изменить положение тела на более обтекаемое и стабильное. Потом работаем над поступательным движением, фокусируясь на самом важном.

Такой подход открывает новые возможности. Когда тело работает согласованно, плавание приносит удовольствие. Оно перестает быть лишь тренировкой мышц, физической активностью или состязанием. Когда вы концентрируетесь на совершенстве формы – концепции, лежащей в основе нашей программы, – вы укрепляете свои силы и выносливость, одновременно совершенствуясь духовно, как в йоге или тай-цзи.

Грация, скорость, техника, здоровье и спокойствие духа. О чем же эта книга – о плавании или о развитии человека в своем совершенстве? Вы найдете ответ дальше в этой книге. Давайте начнем.

Как плавать лучше без усилий?

Я уже говорил, что не всегда был таким «умным» пловцом. В колледже я впустую потратил четыре года, делая все неверно, доводя себя до изнеможения.

На первом курсе меня выбрали для участия в заплыве на милю. Я проплыл за 22 минуты. Победители – на 4 минуты быстрее. Чтобы достичь лучших результатов, мне предстояло поработать. Я думал, так же как и другие, что единственный способ увеличить скорость – это быстрее и больше работать руками и ногами. И в этом была своя иезуитская логика. После ежедневных двухчасовых тренировок и 240 бассейнов соревнование казалось просто раем: всего-то 20 минут и каких-то 66 бассейнов.

И вскоре такой подход сработал: через два года я вышел на хороший результат – 18 минут, это был рекорд чемпионатов колледжей из восточных штатов. Я почувствовал вкус победы. Когда после финиша я с трудом вылез из бассейна, судья заметил: «В жизни не видел, чтобы кто-то греб так быстро и так долго!»

Я пробормотал: «Спасибо».

Тогда я счел это комплиментом, но теперь я так не думаю.

Вскоре оказалось, что я плавал на пределе своих сил и скорости. Выбранная стратегия больше не приносила результатов, я исчерпал свой потенциал.

В то время я еще не осознавал происходящего и не сдавался, пытаясь тренироваться еще больше. Таким образом, я достиг своего физического лимита, который можно выразить в уравнении:

где V (velocity) – скорость движения;

SL (stroke length) – длина гребка;

SR (stroke rate) – количество гребков за единицу времени.


Когда пловец приближается к потолку количества гребков SR, он может увеличить это значение только за счет уменьшения длины гребка. Но ведь увеличение одного показателя за счет уменьшения другого не повысит их произведения, в нашем случае скорости движения. К тому же так можно просто довести себя до физического истощения.

Все изменилось после окончания колледжа. Я нашел первую работу в качестве тренера и благодаря этому смог анализировать технику плавания уже с бортика. Это дало мне возможность по-новому оценить собственный опыт и определить факторы, влияющие на скорость пловцов разных уровней подготовки. Для себя я сделал простой вывод: самые быстрые пловцы выступают легко и артистично, их усилия незаметны.

Начинающие пловцы с брызгами во все стороны пыхтели на «медленных» дорожках; на их фоне опытные пловцы словно скользили по воде. И я попытался проанализировать стиль лучших.

В течение первых двенадцати лет я действовал чисто инстинктивно. В 1984 году появились первые научные исследования. На отборочном турнире в преддверии Олимпийских игр в Лос-Анджелесе Билл Бумер и спортивные эксперты из университета Рочестера засняли на кинопленку все заплывы во всех 26 дисциплинах у мужчин и женщин. Всего было зафиксировано более 700 заплывов, в том числе и с участием самых быстрых пловцов мира.

В 80 % случаев самые быстрые пловцы выполняли меньше гребков, чем их соперники . Через четыре года похожие результаты были получены специалистами из университета Пенн на Олимпиаде-1988. Быстрые пловцы оказались самыми экономными в плане движений.

Как же научиться плавать быстрее и лучше? К тому моменту у нас уже был ответ: надо выполнять более длинные, а не более частые гребки. Тридцать лет отделяет меня от первого неудачного опыта тренировок в колледже, и теперь меня больше интересует длина каждого отдельного гребка, а не то, какое расстояние в целом я успеваю проплыть за отведенное время. Я не сужу о своем темпе только по времени, пытаясь плыть быстрее. Я скорее прикидываю, сколько дополнительных гребков мне необходимо добавить для достижения желаемой скорости. Другими словами, я оцениваю, сколько усилий мне необходимо приложить.

Итак, первоочередная задача для любого пловца, который хочет научиться плавать лучше и быстрее, – добиться более длинного гребка. Этого можно достичь двумя путями:

За счет увеличения мощности: «вгрызаться» в воду при помощи рук и ног, наделяя каждый гребок максимальной мощностью;

За счет уменьшения сопротивления: занять наиболее обтекаемое положение в воде, продвигаясь с каждым гребком как можно дальше при той же мощности гребка.


Естественно, ваши инстинкты в воде подсказывают вам первый путь: грести сильнее и чаще. Но это тупик. Ведь скорость в воде определяется в первую очередь обтекаемым положением, достижением наименьшего сопротивления и равномерностью движения. И только отчасти зависит от того, сколь быстро при этом будут двигаться руки и ноги.

В плавании вольным стилем на скоростях уровня мирового рекорда пловец тратит более тысячи ватт энергии, рассекая при этом воду с жалкой скоростью 8 километров в час. Для сравнения: некоторые рыбы развивают скорость до 110 километров в час – это скорость гепарда во время погони – при поразительно низком расходе энергии. Стотонный синий кит, плывущий со скоростью 30–32 километра в час, по идее, должен был бы тратить около 448 лошадиных сил в час. А на самом деле он расходует всего лишь 70. Дельфин также обходится лишь одной восьмой долей энергии, которая, если исходить из теоретических расчетов, необходима для его движения в воде.

Человек, за миллионы лет приспособившийся к жизни в воздушной среде, выглядит неуклюжим в воде. На каждый гребок он расходует колоссальное количество энергии. Для увеличения скорости в воде в два раза человеку нужно потратить в восемь раз больше энергии. В воде все решает гидравлическое сопротивление. Обтекаемые формы и правильное положение тела в воде – секрет морских млекопитающих. Исходя из этого, чтобы плыть как рыба, следует придать телу наиболее растянутое положение и обтекаемую форму, а не пытаться грести мощнее. В доказательство кинезиологи рассчитали, что 70 % спортивных показателей выступления пловца зависит от положения тела и обтекаемости его форм и только 30 % определяется физической формой и подготовленностью спортсмена.

Давайте определим новое понимание формулы плавания V = SL × SR, где, напомню, V (velocity) – скорость движения, SL (stroke length) – длина гребка, SR (stroke rate) – количество гребков за единицу времени.

Сначала вам нужно научиться располагать свое тело в воде так, чтобы продвигаться на максимальное расстояние с каждым гребком, и только потом нарабатывать физическую силу, чтобы грести достаточно быстро, но не чересчур.

Практически каждый пловец, которого я встречал, уже обладал достаточными физическими данными для поддержания высокой частоты гребков. Однако скорость пловцов значительно вырастала, если они слегка уменьшали частоту и при этом увеличивали длину гребка. Поэтому я всегда требую от пловцов работать прежде всего над длиной гребка. Кроме того, скорость потребления энергии увеличивается пропорционально кубу скорости движения тела, то есть, увеличивая частоту гребков в два раза, вы тратите в восемь раз больше сил. Это неэффективно.

Длина гребка увеличивается, когда начинаешь осмысливать происходящее. Кратковременного увеличения скорости плавания за счет усиления мощности гребка можно достичь, упорно тренируя мускулы, но эти результаты недолговечны. Если вы хотите не только хорошо плавать, но и делать это с удовольствием на протяжении всей жизни, проанализируйте еще раз вышеприведенную формулу. И тогда решите, над каким показателем вам лучше поработать.

Лучшие – самые умные – спортсмены пытаются увеличить свою скорость, прикладывая минимум усилий и при этом распределяя их между показателями. Например, если гребок становится длиннее, а частота гребков остается на прежнем уровне, то скорость увеличивается. Если длина гребка остается прежней, а частота увеличивается, то скорость также увеличивается. Но главная хитрость состоит в том, чтобы слегка прибавить частоту и слегка увеличить длину гребка – вот тогда скорость увеличится заметно. Сначала опытные пловцы устанавливают нужную длину гребка, потом постепенно увеличивают частоту гребков и снова корректируют длину гребка. Это хрупкий баланс, который достигается постоянной практикой.

Давайте вернемся к статистике скорости, о которой я упоминал выше. На 70 % возможности увеличить длину гребка обусловлены способностью уменьшить гидравлическое сопротивление. В этом и заключается ключевой фактор успеха «легкого» плавания великих пловцов.

Это не иллюзия. В определенном смысле они действительно не прикладывают усилий. Скользить по воде как можно дальше с каждым гребком – это искусная техника, которая и приносит им победы.

Мы намерены посвятить бо льшую часть времени и усилий развитию именно такой техники.

Посмотрите на рис. 1 . Кривая линия показывает, как меняется скорость при движении в воде. Возможно, вы этого не осознаете, но она непостоянна. С каждым циклом движений вы увеличиваете или уменьшаете скорость, как водитель, нажимающий и отпускающий педаль газа. Когда вы начинаете движение, положение руки не дает возможности для мощного гребка. Подтяните руку к бедру, и предплечье займет более эффективное положение, при котором мощные мышцы корпуса заработают и начнут помогать продвижению. Скорость увеличится. Затем, когда вы закончите гребок и рука выйдет из воды, скорость замедлится и будет уменьшаться, пока не начнется новый цикл гребка.


Рис. 1


Большинству пловцов с трудом удается добиться ускорения, быстрее работая руками и ногами. Обычно их усилия тщетны, поскольку нагрузка распределяется неравномерно. Пловцы стараются немного приподнять верхнюю точку кривой на графике, что очень неэффективно. Тогда как если бы они сосредоточились на нижней части кривой, результат пришел бы быстрее и с меньшими потерями.

Реальная скорость плавания – это, конечно, не пиковые значения графика, скорее она соответствует среднему значению между самой быстрой и самой медленной скоростью цикла гребка. Гидравлическое сопротивление, оказываемое водой телу, частично определяется скоростью движения. Чем выше скорость, тем выше сопротивление. Таким образом, если пытаться набрать скорость на пике кривой, то, образно говоря, вы упретесь в стену.

Я подчеркиваю, что именно поэтому движения между гребками влияют на скорость больше, чем сам гребок . Посмотрите на рис. 2 . В каком положении ваше тело движется с меньшей скоростью, где вы можете прибавить скорость без усилий? Совершенно ясно, во время проноса руки. Занимайте вытянутое, сбалансированное, обтекаемое положение, и скорость увеличится гораздо скорее, чем от любых других действий рукой. В этом кроется секрет великих пловцов.


Рис. 2


Этот навык можно развить независимо от ваших целей – тренируетесь ли вы для участия в Олимпиаде или просто для себя. У вас может быть совершенный гребок, но все равно вы можете грести слишком часто, так как ваше тело слишком резко замедляет скорость после каждого гребка. У вас не остается другого выбора, кроме как еще быстрее работать руками. Вы не сохраняете тот импульс, который создаете.

Необходимо выучить несколько приемов, которые помогают придать телу обтекаемую форму. Рыбы рождены плавать, и человек должен постичь их навыки.

Обтекаемая форма тела

Сопротивление способствует достижению результатов в тренажерном зале, но служит помехой в других видах спорта. Если вы пытались преодолеть встречный ветер, катаясь на велосипеде, то вам понятно, почему были изобретены обтекаемые шлемы, «лежаки» (аэродинамические рули) и даже флягам для воды постарались придать наиболее компактную и обтекаемую форму. Чем меньше лобовое сопротивление воздуха, тем легче и быстрее движение.

Напомню: в плавании мы передвигаемся в среде, почти в тысячу раз более плотной, чем воздух! Несмотря на сравнительно невысокие скорости в воде, создание обтекаемой формы чрезвычайно важно. Все эффективные пловцы (как правило, они же и самые быстрые) инстинктивно чувствуют, как правильно расположить свое тело в воде, чтобы скользить по ней с наименьшими усилиями.

Я беседовал с доктором Риком Шарпом, директором Международного исследовательского центра водных видов спорта в Колорадо-Спрингс, и он сообщил об интересных результатах одного исследования, неожиданных даже для специалистов.

«Мы обнаружили, что сильнейшие пловцы производят меньшую движущую силу, чем пловцы “второго эшелона”. Совершенно очевидно, что их организм способен производить больше энергии, но для быстрого плавания она им не требуется».

Другими словами, они побеждают за счет обтекаемой формы тела, а не за счет более мощного гребка. Сильнейшие пловцы шли к этому долгим путем проб и ошибок. Ирония заключается в том, что секрет их успеха всегда лежал на поверхности.

Этот факт поражает многих учеников, которые приходят на мои занятия, рассчитывая подтянуть свою технику, со словами: «Я учился плавать в пятидесятые, а с тех пор все стили сильно изменились». Они удивляются, когда я им объясняю, что хорошая техника плавания – это не рюшечки и оборочки, которые завтра выйдут из моды и заменятся чем-то новым. Это принципы эффективного плавания, основанные на вечных законах физики и биомеханики.

Они были открыты давно и использовались морскими инженерами для постройки кораблей, но не применялись в практике обучения плаванию, поэтому и кажутся новыми. За нас все уже рассчитали ученые. Нам нужно лишь приложить их знания о движении судов в воде к принципам движения человеческого тела в бассейне. Основных правил быстрого движения в воде (применительно к человеку) всего три:

Сбалансировать положение в воде;

Вытянуть тело;

Плыть на боку.

Положение тела в воде: наибольшая экономия энергии

Каждый раз, когда ко мне приходит пловец и просит дать ему совет по улучшению техники работы ног, я вспоминаю свой первый опыт катания на роликовых коньках. В духе времени я решил научиться кататься на роликах. Меня привлекла возможность отличной аэробной тренировки на воздухе. Однако на первом катании я испытал жестокое разочарование.

Уже через пятнадцать минут я вынужден был пойти домой, с такой силой меня беспокоила тянущая боль в пояснице. Очень странно, подумал я. Ведь работать должны были только мои ноги.

Я поставил задачу преодолеть трудности и накачать слабые мышцы поясницы, понемногу увеличивая проезжаемое расстояние. Я считал, что именно они несут наибольшую нагрузку при катании. Однако в следующий раз я понял, что дело не в мышцах, а в моей неудобной позе. Некоторые, как я заметил, катались плавно, мягко скользя из стороны в сторону на приличной скорости. Другие выписывали кренделя и двигались рывками. Наблюдая со стороны, я осознал, что разницу в катании определяла не сила мышц спины и ног, а правильное положение тела. Опытные роллеры знали, как правильно расположить центр тяжести и в какой момент переносить вес с одной ноги на другую. Как все начинающие, я не сразу освоил эту технику. При весе в 90 килограммов я не мог постоянно удерживать равновесие и, чтобы не упасть, активно нагружал мышцы поясницы. Со временем мышцы, естественно, укрепились бы. Из простого неумехи я превратился бы в сильного неумеху. Поэтому обучение катанию на роликах надо начинать именно с правильного положения тела.

Многие не слишком успешные пловцы совершают такую же ошибку. Они знают, что их ноги лежат слишком низко под поверхностью воды. Порой они даже понимают, что это не только самая распространенная ошибка, но и самая большая причина «утечки» энергии. Тогда они берут доску для плавания и хмуро начинают наматывать бесконечные круги в надежде, что подобная тренировка укрепит их слабые мышцы ног. Но ноги-то здесь ни при чем!

Слабый удар ногами – не та причина, по которой они медленно плавают. Дело в неправильном положении тела, как при катании на роликах. Различие лишь в том, что в бассейне баланс легко исправить. После чего пловцы с радостью обнаруживают, что для того, чтобы держать правильное положение в воде, им почти не приходится работать ногами.

Но правильное положение в воде не врожденный навык, его приобретают с практикой. Человеческое тело не приспособлено к естественному нахождению в водной среде. В процессе эволюции мы адаптировались к жизни на суше, наши длинные ноги и низкий центр тяжести обеспечивают нам равновесие и движение. Выше пояса у нас, образно говоря, много объема, но мало веса, так как легкие, по сути, представляют собой баллоны, наполненные воздухом. Таким образом, мы плавучие в верхней части, а внизу тяжелы как камни. Совершенно естественно, что наша более длинная и тяжелая нижняя половина тела постоянно тянет нас ко дну.

Если быстро перебирать ногами в воде, чтобы компенсировать то, какими создала нас природа, можно быстро утомиться. Хуже того: это бесполезно, поскольку тормозит вас именно неправильное положение тела в воде. Замечу, что такого рода техника плавания приводит к плохим результатам и в триатлоне, так как вряд ли вы хотите участвовать в велогонке и беге с трясущимися от усталости ногами.

Вам нужен способ держать бедра выше. Такой способ есть. Я называю его «давлением на поплавок».

Представьте себе, что происходит, когда пляжный мяч вдавливают в воду. Совершенно верно, вода выталкивает его обратно. У человека есть такой же плавучий «мяч» – грудная клетка. Это и есть ваш поплавок.

Вдавите свой «поплавок» в воду, и вода начнет его выталкивать. Продолжайте давить, и вода вытолкнет наверх ваши бедра. Это ровно то, что нужно. Вместо того чтобы колотить ногами по воде, вы просто позволяете воде поднимать бедра к поверхности.

Тело в воде можно сравнить с детскими качелями, где точка опоры находится между поясницей и грудиной. И вы можете удерживать баланс, используя голову в качестве противовеса бедрам. Длинная и тяжелая часть тела будет стремиться утонуть. Но используйте вес на противоположной стороне, и вы достигнете баланса. Представьте себе, что через ваше тело по центру проходит металлический стержень от макушки до пояса. Если держать его ровным, то ваши бедра будут подниматься к поверхности. Согните его, например, подняв голову для вдоха вместо того, чтобы повернуть ее вместе с корпусом, и ноги снова потянет вниз.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче (Джон Делвз, 1996,2004) предоставлен нашим книжным партнёром -

Ныряние – разновидность , когда человек более или менее длительное время находится под водой, не пополняя запаса воздуха в легких.

Выделяют 2 вида ныряния :

  1. ныряние в длину . Передвижение происходит на глубине 1-2 метров в горизонтальном положении.
  2. ныряние в глубину . Пловец погружается в вертикальном положении на глубину до 6 метров
Иногда эти два вида ныряния сочетаются между собой, например, при отыскивании предметов на дне, когда сначала пловец погружается на глубину, а затем плывет в горизонтальном положении.

Приемы погружения (ныряния) в воду

Граиотное погружение в воду позволяет сократить скорость погружения на нужную глубину и задать погружению необходимый вектор. Погружаться в воду можно из опорного (край бассейна, борт лодки, берег) и безопорного положения (погружение происходит с поверхности воды).

Приемы погружения в воду из опорного положения

Погружение (ныряние) из опорного положения или прыжки в воду – пловец отталкивается от твердой опоры (тумбочка или бортик бассейна, берег естественного водоема, лодка). Нырять вниз головой в водоем следует, только убедившись в том, что глубина достаточна и отсутствуют коряги, сваи, рифы. Прыжки в воду выполняются ногами и головой вперед. Прыжки ногами вперед применяются в тех случаях, когда глубина воды и характер дна неизвестны, а также при прыжках в одежде. Во всех остальных случаях следует применять прыжок головой вперед.
  • Прыжок ногами вперёд выполняется в одном из двух вариантов:
    1. Встать на край бортика, ступни вместе, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Подавая тяжесть тела вперед, сделать правой ногой шаг вперед; оторвать левую ногу от края бортика и тотчас же присоединить ее в воздухе к правой ноге. Вход в воду с оттянутыми носками.
    2. Встать на край бортика, ступни вместе, ноги слегка согнуть в коленях, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Отталкиваясь, подпрыгнуть вверх и вперед, сохраняя вертикальное положение туловища. Вход в воду с оттянутыми носками.
  • Прыжок головой вперёд можно сделать двумя способами:
    1. Встать на край бортика, ступни поставить вместе, концами пальцев ног обхватить край бортика, руки вытянуть вверх. Наклонить корпус вперед, ноги слегка согнуть (голова под руками). Оттолкнуться ногами и вылететь с прямым телом вперед-вниз.
    2. , как при старте на дистанцию плавания способом брасс, баттерфляй и вольным стилем.

Приемы погружения в воду из безопорного положения

Погружение (ныряние) из безопорного положения происходит с поверхности воды.
Погрузиться с поверхности воды можно одним из этих способов:

Способы передвижения под водой

Техника ныряния в длину основана на технике таких стилей плавания как брасс и кроль на груди , также могут использоваться элементы плавания способом на боку и стиля дельфин . Широко используются сочетания элементов разных техник плавания. Структура движений при нырянии несколько изменяется, например, при движении рук с помощью техники брасс используются длинные гребки до бедра; при движении ног техникой кроль – ноги несколько больше отводятся вверх.

Итак, передвигаться под водой можно следующими способами :

При нырянии с ластами наиболее эффективно движение ног кролем.

Изменение глубины и направления движений

Глубина и направление движения изменяются за счет изменения положения головы, рук, туловища, сгибаний-разгибаний тела в пояснице, акцентированных гребков руками.

Чтобы повернуть вправо: наклонить туловище вправо, усилить гребок левой рукой.

Чтобы подняться к поверхности с небольшой глубины: поднять голову, прогнуться в пояснице, руки вытянуть вперед вверг, совершать гребки руками назад вниз (от головы к тазу).

Для подъема со дна: слегка сгруппироваться, вытянуть руки вверх, встать на дно водоема и, оттолкнувшись ногами, скользить вверх. Если глубина большая, то при движении вверх делают плавательные движения руками и ногами способом брасс.

Для всплывании без отталкивания от дна: сгруппироваться, повернуться головой вверх, сделать сильный гребок руками и ногами сверху вниз.

Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче Лафлин Терри

Плавание и отработка: единое целое

Упражнения в моей программе - определенно лучший, почти волшебный путь к совершенствованию. Но они сработают только в том случае, если вы правильно соберете их в единую мозаику. Занимаясь без системы, вы ничего не добьетесь.

Видите ли, упражнения способны вызвать такое привыкание, что можно потерять вкус к плаванию. Я видел, как некоторые люди отлично выполняли упражнения, но при этом почти не занимались собственно плаванием. Они позволили отработке техники стать конечной целью.

Это не обязательно плохо, если все, чего вы хотите добиться, - это прийти в хорошую физическую форму. Упражнения могут быть тренировкой сами по себе. Иногда большей тренировкой, чем даже плавание. В принципе, вы можете сохранять отличную форму, ограничиваясь лишь упражнениями. Но не будет ли это похоже на то, как собрать все до единой детали раритетного автомобиля MG и так и не построить его? Да, упражнения могут быть увлекательными, они как живописные проселочные дороги по сравнению со скучными автострадами, но все же давайте не будем забывать о главном.

Упражнения вырабатывают навыки, но лучше всего они работают, если вы организованно интегрируете их в плавание в полной координации. Помните, что упражнения - это: 1) простейший путь обучить свои мышцы новым движениям и 2) лучший способ «увеличить громкость», чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что вы делаете правильно, а что нет. Интегрирование упражнений в плавание имеет огромное значение. Оно дает цель - найти внутреннее ощущение правильности. Почувствовавший это ощущение может лучше сконцентрироваться на практике.

Ваш прогресс в данной программе будет поступательным и гарантированным, потому что все упражнения организованы в логической последовательности, в которой ваше тело желает их изучать. Каждое новое упражнение основано на предыдущем. К примеру, нельзя удлинить гребок без предварительно обретенного баланса.

Будьте терпеливы. Отработка техники окажет свое воздействие. Если честно, она не может не сработать, поскольку базируется на естественных методах обучения. Ваше тело обладает прекрасной интуицией и безошибочным ощущением того, что для него лучше - если, конечно, оно обладает достаточной для этого информацией. Выполняя упражнения, вы запоминаете, что работает лучше, и постепенно делаете это естественным. Но помните: этот способ обучения лучше всего работает в своем темпе. Вы не приобрели все свои дурные привычки за один день и не приобретете хорошие за тот же срок. Всего одна попытка выполнить новое упражнение может дать ход процессу обучения, может даже оставить легкий след в мышечной памяти, что сделает следующую попытку более легкой и естественной. Но настоящий навык требует того, чтобы след отпечатался глубоко путем многих одинаковых повторений.

Так что не пытайтесь «перекормить себя». Терпеливая, настойчивая отработка упражнений, с тем чтобы найти правильное ощущение, должна перемежаться с плаванием в полной координации, чтобы перенести это ощущение в ваш гребок. Это превратит обычные упражнения в магические. Делайте короткие повторы и короткие серии. Свежие мышцы работают лучше всего. Утомление - физическое или моральное - приносит вялость. Если вам скучно или вы устали, то и закреплять вы будете только вялость. 25 метров упражнений, затем 25 метров плавания в полной координации, после чего короткая передышка. Это позволит вам провести тренировку высшего качества. Поработайте как можно тщательнее около 10 минут. Затем позвольте мозгу отдохнуть, делая что-нибудь требующее меньшей концентрации, например проплывите несколько бассейнов с подсчетом количества гребков. Вы увидите, насколько эффективнее пойдет ваша работа.

И, как любят напоминать адвокатам судьи, ближе к делу. Не надо выполнять одно упражнение, а думать о следующем. Фокусируйтесь и во время тренировки техники, и во время плавания. Если вы работаете над плавучестью, не надо думать о повороте бедра. Так вы никогда ничего не добьетесь.

Я скажу даже больше. В этой книге рекомендовано во время выполнения упражнений концентрироваться на пяти или шести моментах. Это слишком много для одного раза. Вы можете думать об одной-единственной вещи, чтобы следить за ней четко и ясно. Если вы будете жадничать и думать о двух или трех, они все станут для вас весьма смутными. Вы ничего не сможете сделать правильно, потому что ваше внимание будет перепрыгивать с одного на другое. Вместо этого заставьте себя отсортировать наиболее предпочтительные аспекты. Решите, что привнесет максимальное улучшение в ваш гребок, и потратьте больше времени, отрабатывая именно это. (См. информацию об этих упражнениях в приложении.) Концентрируйтесь!

И постепенно, когда будете готовы, становитесь самостоятельнее. Все больше увеличивайте расстояния, которые можете проплыть правильно без обращения к упражнениям за напоминанием. Именно так все произойдет: три шага (или гребка) вперед, затем шаг назад. В самом начале отпечаток в мышечной памяти еще не очень ясен. Вам может потребоваться проплыть три или четыре бассейна, выполняя упражнения, чтобы только получить более или менее ясное представление о том, что вы делаете. И затем один бассейн в полной координации, чтобы просто удержать в мышечной памяти это ощущение. Так что соотношение упражнений и плавания в полной координации может быть 3:1 или даже 4:1. По мере работы ваше тело начнет «понимать» быстрее и быстрее. В конце концов, есть вероятность, что и один бассейн на упражнения сможет дать нужное ощущение мышцам для того, чтобы сразу переключиться на плавание в полной координации.

Мало-помалу вы добьетесь того, что сможете проплывать два бассейна, прежде чем вам понадобится освежить память перед выполнением упражнений. Затем три. Затем… Но будьте терпеливы, увеличивая дистанции. Придет время, когда вы сможете отправлять нового, улучшенного себя в гораздо более дальние плавания. Звучит здорово, не правда ли? Ну, в этом случае примите мои поздравления. Вы находитесь в процессе приобретения новых навыков, ваши мышцы учатся работать правильно, а прежний гребок, задерживавший ваш прогресс, меняется. Теперь пришло время сделать еще несколько шагов к успеху. Не теряйте концентрации!

Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

Единое каратэ-до Серьёзной проблемой современного каратэ-до я считаю существование множества различных «школ». Мне кажется, что это вредно влияет на дальнейшее развитие боевого искусства. На Окинаве в прежние времена было, как мы знаем, две школы – Нахатэ и Сюритэ.

Из книги Уроки верховой езды автора Пчелина М Л

Плавание Правильно Неправильно

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Отработка боковых ударов локтями с помощью лап Отработка бокового удара левым локтем а) б)Фото 149. Примите боевую стойку и нанесите боковой удар левым локтемОтработка бокового удара левым локтем с одновременной подставкой правого предплечья а) б)Фото 150. Примите боевую

Из книги Испанские войны. Дерби, фанаты, традиции автора Маннанов Алекс

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Плавание В данном случае речь идет о плавании без снаряжения. Очевидно, что плавание в бассейне различными стилями и с соблюдением графика тренировок - отличный способ почувствовать себя в гармонии с водной средой. Развитие привыкания к воде является одним из главных

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Плавание в ластах Говоря о плавании в ластах, мы, по сути, имеем в виду перемещение человека в воде при помощи искусственных конечностей, которые, к тому же, нужно уметь использовать, чтобы получать наилучшие результаты при минимальных усилиях. Рис. 44 Правильная работа

Из книги Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно автора Воюшин Константин Владимирович

Плавание Часто приходится слышать, что плавание в олимпийском триатлоне не столь важно, потому что на велосипедном этапе можно выиграть значительно больше, ведь плыть приходится всего 1,5 км (это занимает 20–30 мин.), а ехать - целых 40 км (1 ч. - 1 ч. 10 мин.). Отчасти в этом

Из книги 100 великих спортивных достижений автора Малов Владимир Игоревич

Тренировка переходов «плавание - бег» и «плавание - бег - плавание» В отличие от длинных разновидностей триатлона (Ironman, Half Ironman, Long distance и т. п.), переходы между плаванием и бегом в олимпийском триатлоне достаточно важны. Ситуации, когда нужно быстро бежать после

Из книги Длинный кулак Чанцюань автора Маслов Алексей Александрович

1. Плавание Разделяем дистанцию на следующие этапы: Первый буек. Задача - приплыть к первому буйку в лучшей группе. Начинайте достаточно быстро, но не максимально. Не забывайте отслеживать траекторию через каждые 5–7 гребков. Поворот (повороты). За 5 м до поворота и

Из книги Том 2. Водные виды спорта автора Свиньин Владимир Федорович

Немного теории о РБ и жизни – это одно целое! Самосознание бойцаДавно мне не писалось, и все было как-то тяжко на душе и в мыслях… Но все растет и изменяется, вот и я подрос в плане понимания тех людей, кто начинает изучать науку боя!Не буду толочь воду в ступе и сразу скажу,

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Плавание Олимпийские победы киноактера Джон Вейсмюллер стал первым спортсменом, сумевшим проплыть 100 метров вольным стилем быстрее, чем за минуту. Тогда ему было 18 лет. Позже Вейсмюллер на играх двух Олимпиад завоевал 5 золотых медалей. Не раз устанавливал мировые

13.2. Плавание Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно

Из книги автора

Плавание Совет 24 Разомнитесь в течение 15–25 минут перед стартом. Я обычно залезаю в воду за 15 минут перед тем, как пушка даст старт, и делаю 10-минутную разминку (с небольшими ускорениями), а потом 5 минут на стартовой линии расчищаю место вокруг себя. Я не бегаю перед

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БУТУРЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект внеурочного занятия №2 по теме:

«ПОЧЕМУ ОДИН НОЖ ПЛАВАЕТ, А ДРУГОЙ НЕТ?»

во 2 классе

Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Устименко Юлия Анатольевна

Цель: в результате эксперимента необходимо выяснить, какие предметы вообще плавают, какое свойство предмета определяет, утонет он или нет.

Задачи: В ходе практической работы настроить обучающихся на самостоятельную экспериментальную работу; обучающиеся должны убедиться, что способность различных сплошных тел держаться на воде зависит от материала, из которого они изготовлены.

Планируемые результаты:

Дети высказывают, записывают и обсуждают свои предположения о том, что плавание или погружение предмета зависит от того, из какого материала сделан предмет. Затем, работая в группах, они проверяют свои наблюдения экспериментальным путём. В конце занятия обмениваются наблюдениями и устраивают дискуссию.

Формирование УУД:

Л.- сделать учение осмысленным, увязать значимость решения учебных проблем с реальными жизненными целями и ситуациями, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

П. – искать и отбирать необходимую информацию, самостоятельно выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий;

Р. - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания;

Оборудование: Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение», проектор, интерактивная доска, карточки для каждой группы и для доски.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Активизация знаний учащихся (введение): 5мин
-
Здравствуйте, ребята! - Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом занятии. Мы с вами выясняли, на чём может отправиться пират в плавание и как сможет вернуться на свой остров.
Давайте выпишем на доску те предположения, которые мы делали на прошлом занятии: (или на плакате)

ПЛАВАЕТ

ТОНЕТ

пуговица

пуговица

проволока

Давайте с Вами обсудим написанное – что бросается в глаза?

2.Обсуждение: 10мин

Как Вы думаете, почему пуговица внесена в оба столбика? Чем это обусловлено?
Какое свойство важно для плавучести ножа? (Если дети отвечают, что он должен быть лёгким, то ставится вопрос: Все ли лёгкие предметы плавают? Это предположение проверяется опытным путём. То есть каждое предположение детей проверяется на практике, самым убедительным для ребёнка способом.

3.Постановка целей и задач:

Цель: опровергнуть ошибочные выводы и подвести к предположению
« Важно, из какого материала сделан предмет».
Объяснить понятие «материал» и назвать различные материалы.
Выписать на плакате или доске следующие предположения:

Всё, что из дерева, (плавает или тонет).
Всё, что из металла, (
тонет или плавает).
Всё, что из пенопласта, (
плавает или тонет).
Всё, что из камня, (
тонет или плавает).
Всё, что из воска, (
плавает или тонет).

4.Разработка темы: 15мин

- Я предлагаю Вам разделиться на группы. Каждая группа получит предметы, относящиеся только к одному материалу. Вы должны экспериментальным путём выяснить от чего зависит, что предмет тонет или плавает. Свои наблюдения вы будете записывать на специальные карточки. В итоге после проведения своих опытов, каждая группа поделится со всеми остальными своими экспериментами.

Ребята делятся на рабочие группы и проверяют правильность этих предположений экспериментальным путём. Каждая группа работает с одним материалом.

Для группы, работающей с деревом, понадобится: Деревянная дощечка, тяжёлый кусок дерева, маленькая деревянная щепка, кубики из двух различных сортов древесины (бук, ель), деревянный нож, ветка, деревянная пуговица.

Для группы, работающей с металлом, понадобится : Металлическая пластина, проволока, булавка, нож, металлическая трубка, металлическая пуговица.

Для группы, работающей с воском, понадобится : кусок воска, восковая свеча, плавающая без фитиля и подставки, восковая пластина, различные свечи.

Для группы, работающей с камнем, понадобится: совсем маленький камешек. Большой камень, кубик из песчаника. Каменная пластина (например, шифер или кафель)

Для группы, работающей с пенопластом, понадобится: маленький и большой куски пенопласта, пластилина из пенопласта, обрезки из пенопласта.

Дети пробуют опускать в воду различные предметы из тестируемого материала, чтобы определить, верно ли написанное утверждение. Делают пометки на своём листе –карте после каждого проведённого опыта.

5.Анализ и развитие (рефлексия): 10мин

Каждая группа представляет свои опыты и отмечает на доске свои проверенные утверждения. Далее, подписывает на плакате, плавает или тонет предмет. Получается запись типа:
Всё, что из дерева, плавает.
Всё, что из металла, тонет.
Всё, что из пенопласта, плавает.
Всё, что из камня, тонет .
Всё, что из воска, плавает.

Совместно ребята приходят к ответу на вопрос:
Почему одни предметы плавают, а другие тонут?

Вывод: Это зависит от того материала, из которого сделан предмет!

- На следующем занятии, мы с вами, как наш пират будем строить плоты.

Ваше домашнее задание: найти и принести на занятие различные предметы, которые вам понадобятся для плота. Как вы думаете, что нужно принести?

Собираются предположения учеников. Обсуждается, насколько каждое из них удачно и почему.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОТ ЧТО МЫ ОТКРЫЛИ


_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Карточка (5шт)

Поделиться: