Конспект занятия по ритмике 2 младшей группе. Программа спортивная оздоровительная ритмика младший возраст

Наргиза Минакова

Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие»

Группа : II младшая

Форма непосредственной образовательной деятельности : путешествие

Форма организации : подгруппа .

Тема : «Сказочная поляна »

Цель занятия : развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие

творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальныхдвижений.

Задачи :

Образовательные :

Закрепление навыков точного выполнения движений, в соответствии с текстом.

Развивающие :

Развитие творческих способностей, чувства ритма , потребности самовыражения в движении под музыку.

Развивать логическое мышление.

Формирование навыков кружения на месте, развитие координации, чувства ритма , точности и ловкости движений, памяти и внимания.

Воспитательные :

Воспитание самосознания через приобщение к танцу, воспитание музыкально-двигательной культуры. Воспитывать безопасное поведение в природе.

Предварительная работа :

Беседа о цветах, просмотр презентаций о цветах и бабочках , разучивание танцевальных движений, прослушивание музыкального произведение «Полет бабочки » .

Материалы и оборудование : Компьютер, мультимидийное оборудование, крылья бабочек , венок для феи, цветочная поляна .

Интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое развитие» (музыка, художественная литература, «Социально-коммуникативное развитие» (игра, безопасное поведение в природе, «Познание» (экология)

Психологический настрой

Ход образовательной деятельности.

(Воспитатель заводит под музыку детей в группу полукругом ).

Воспитатель : Дети посмотрите к нам пришли гости! А что нужно сделать, когда мы видим гостей?

Воспитатель : Правильно, мы поздороваемся с нашими гостями. Но сделаем мы это не как обычно, а поздороваемся на языке танца (Мальчики делаютпоклон, а девочки пружинку) .

Мотивационно-побудительный момент

Воспитатель : дорогие мальчики и девочки, а сейчас я предлагаю вам отправиться со мной на веселую полянку . Но помним, как мы себя должны вести на полянке . (надо быть аккуратными, смотреть под ноги, чтобы не растоптать цветы, жуков)

Актуализация знаний

Воспитатель :

Нам лениться не годится,

Помните, ребята,

Даже птицы, даже звери. Делают зарядку. (дети под музыку марша проходят к поляне где много цветов и продолжают маршировать).

Воспитатель : Но носочки встали

Что бы не устали. (Идут по кругу руки на пояс и на носочках)

А сейчас на пяточках (Идут по кругу, руки за голову на пяточках)


Бабочек мы увидали

И по кругу побежали (бег по кругу, руки на поясе) .

И воробышек проснулся, (подскоки)

И тихонько встрепенулся (шагом по кругу при этом делают вдох и выдох) .


Восприятие и усвоение нового

Воспитатель : вы ребятки молодцы, а сейчас я хочу вам загадать загадку.

Стоит в саду кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка) .

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветок,

Полузамерзший, чуть живой. (подснежник) .

Над лугом парашютики,

Качаются как прутики. (одуванчики)


Воспитатель : Ой, какие же вы молодцы, все загадки отгадали. Скажите пожалуйста подснежник, одуванчик, ромашка - это что? Как назвать это одним словом? (цветы) . Правильно. А сейчас я превращусь в фею цветов. (воспитатель надевает венок на голову) .

Послушайте еще одну загадку.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка )

Правильно ребятки, а сейчас будет еще одно превращение.

Все в кружочек соберитесь и в бабочек вы превратитесь ! (дети одевают крылья) .

А теперь, я хочу вам рассказать сказку, про бабочку и ее семью . Они часто все вместе летали на полянку . И вот однажды, чтобы веселей было летать, придумали бабочки себе занятие : они начали хлопать в ладоши, а как? Да вот так.

"раз" "два" "три", "четыре", (восьмая длительность)

А тут мама их услыхала и вдруг сказала а я вот так

"раз и", "два и", "три и", "четыре и" (четвертная длительность)

Ну и бабушка, чтоб не отстать,

"раз и два и", "три и четыре и"(половинная длительность)

Тут прабабушка тихо сказала :

А я тоже могу вот так :

Ой, как медленно хлопала она!

"раз и два и три и четыре и" (целая длительность)

(Все длительности прохлопываются)


И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

Практическая работа

Но, ни тут то было, они неожиданно услышали красивую музыку. Они закрыли глаза и начали слушать.

(Прослушивание отрывка красивой плавной мелодии) . Дорогие мои бабочки какая эта мелодия . (Красивая, плавная, волшебная) . А что хочется делать под эту музыку. (летать, порхать и т. д.) .Ну раз, вы бабочки я вам предлагаю занять каждый свой цветок . (Дети встают на цветок) И они решили танцевать, а как? Да вот так!

Наше первое движение. Посмотрите на меня внимательно (показ воспитателя) . Исходное положение руки по бокам, спина прямая, ноги вместе. На «раз и» правую руку отводим плавно в сторону с пружиночкой на «два и» возвращаем руку на исходное положение. На «три и» левую руку отводим плавно в сторону на «четыре и» возвращаем руку на исходное положение. Повторяем все по 4 раза. .


А затем им захотелось сделать вот так. Исходное положение руки по бокам, спина прямая, ноги вместе. На «раз и два и» правую руки плавно отводим в сторону а ножку на носочек с поворотом корпуса, на «три и четыре» возвращаемся в исходное положение. Тоже самое и с левой рукой и ногой. Повторяем по 4 раза. (под счет дети выполняют движение) .


А потом им захотелось поднять руки вверх и покружиться вот так. Показ воспитателя. Руки подняты вверх плавно кружиться. (под счет дети выполняют движение) .

А сейчас, мы это все, будем делать под нашу красивую, плавную мелодию.

Все эти движение выполняются под музыку.


А теперь бабочки веселятся летают вокруг поляны .


Релаксация.

А теперь бабочки садятся вокруг поляны отдохнуть .

Рефлексия.

А давайте вспомним, где мы с вами были? (на полянки ) .

А что мы делали?

Какую мелодию мы с вами слушали?


Педагог : Вы сегодня все активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Молодцы ребята. Всем спасибо. Давайте попрощаемся с гостями.


(Поклон, уход из зала) .

Воскресенский муниципальный район Московской области

Муниципальное учреждение «Управление образования»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №40 «Журавлик»

Рабочая программа

Кружка спортивной оздоровительной ритмики

(младший возраст 3-4 года)

Руководитель кружка -

Инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Кошелева С.В.

Г.Воскресенск

2017г.

Пояснительная записка

Спортивная оздоровительная ритмика (далее ритмика) - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

ЧТО ДАЁТ РИТМИКА. На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений: улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация, ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность. Спортивная оздоровительная ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом. Занятия ритмикой дают отличную «мирную» разрядку для гиперактивных детей. Спортивная оздоровительная ритмика помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создаёт ощущение радости.

ОТЛИЧИЯ РИТМИКИ ОТ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИЛИ АЭРОБИКИ. Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего — физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять.

КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ? Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Спортивная оздоровительная ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.

«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.

Актуальность программы движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка

Цель программы : поддержание комфортного микроклимата в детском коллективе, содействие физическому развитию и оздоровлению детей, стимулирование инно-вационных процессов в дошкольном об-разовании, а также укрепление методи-ческой и материально-технической базы для обучения воспитанников элементам спортивной ритмики.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

  1. Развитие физических качеств и координации движений. 2. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
  2. Формирование правильной осанки, красивой походки.
  3. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  4. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
  5. Развитие музыкальности. 7. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства. 8. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец. 9. Развитие способностей фантазии и импровизации. 10. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме. 11. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше.

Обязательная одежда и обувь для занятия :

Для девочек. Гимнастический купальник, юбочка. «Чешки» и носки белого цвета. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка, шорты «велосипедки». «Чешки» и носки белого цвета.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.

Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программе,

сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа предназначена для обучения детей 3 - 4 лет. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов оздоровления, спорта, ритмики, азбуки танцев.

Срок ее реализации — 1 год, направленность — -спортивно-оздоровительная.

В процессе реализации программы воспитанник приобретает комплекс лич-ностных, социальных и коммуникативных качеств, обеспечивающих успешную со-циализацию и активную адаптацию в об-ществе. Новизна программы заключает-ся в том, что в системе дошкольного образования нашего города спортивная ритмика как форма физического воспитания до-школьников до настоящего времени не рассматривался. Создание ее вызвано социальными потребностями, является своего рода откликом на социальный за-каз родителей, заинтересованных в акти-визации двигательной деятельности сво-их детей. Программа не требует специальной материально-технической базы, что обеспечивает ее доступность. Она базируется на комплексном подходе, охватывая информативный, оздорови-тельный, физкультурно-спортивный ком-поненты деятельности в ходе обучения до-школьников элементам спортивной ритмики.

Дополнительная образовательная про-грамма по спортивно-оздоровительной ритмике рассчитана на детей в возрасте от 3-4 лет. Заниматься могут и девочки, и мальчики, изъявившие жела-ние и получившие разрешение врача. Обу-чение рассчитано на 1 учебный год. 1-й год обучения в основном посвящен сюжетно-ритмической гимнастике («пин-гвинчики», «лягушата», «пчелки» и т.п.), вво-дятся также основы спортивная ритмикаа (прыжки, базовые движения рук, работа с помпона-ми).

Количество групп каждого возраста оп-ределяется в зависимости от общего числа воспитанников и возможностей матери-альной базы. Группы формируются с учетом возраста детей (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) и в соответствии с уровнем их общефизиче-ской подготовки. Предпочтительное коли-чество воспитанников, занимающихся в группе, 20-30 человек. Продолжительность занятий составля-ет 2 условных часа в неделю. Ус-ловный час — это 15 минут на 1-ом году обучения.

Образовательная деятельность по спортивной ритмике проводится в разных формах. Это и беседы, и просмотр мини-фильмов, роли-ков, презентаций, выступлений и, конечно, практические тренировки. Практические занятия проходят по схеме: разминка, растяжка, отработка элементов, разучи-вание номеров, для малышей в конце — подвижные игры. Старшие дети обучаются танцевальным базовым элементам, по-следовательность которых в дальнейшем выстраивается в танцевальные связки. В конце такого занятия обязательно про-водится ряд упражнений по программе об-щей физической подготовки, а также на растяжку, что помогает детям расслабить-ся. А иногда безо всякой схемы вместе с ру-ководителем кружка ребята могут всю тре-нировку веселиться и играть либо произвольно двигаться под музыку, разви-вая чувство ритма, фантазию, координа-цию движений и раскрепощаясь.

Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 - 3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, предать своё видение образа.

В течении учебного года планируется проведение 72 занятия. Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня с сентября по май. Длительность занятий на первом году обучения - 15 минут.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (показ движений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой. Является основным. Разучивание нового движения, упражнения, особенно 1 год обучения, сопровождается точным показом педагога. Педагог обязан выполнять упражнения вместе с детьми.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Объяснения должны быть краткими, точными, конкретными. Знакомить детей со специальными терминами, в основном 2 год обучения.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.

Концентрический метод по мере усвоения детьми определенных движений, упражнений вновь возвращается к пройденному материалу, но уже усложняя его.

Ожидаемый результат и формы их проверки

Овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия в хореографических студиях.

Контроль над усвоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе по следующим показателям:

Эмоциональная выразительность

Пластичность (гибкость)

Ритмичность (четкость исполнения)

Творчество (импровизация)

Знание терминологии.

В течение года дети принимают участие в утренниках (показывают танцы, выученные в кружке), спортивных мероприятиях, конкурсах. В конце года - отчетный концерт.

В занятиях используются следующие виды упражнений :

Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.

Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки (подготовительные упражнения). Их задача — помочь детям приобрести необходимые двигательные навыки. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Значение упражнений без музыки заключается в том, что они: помогают принимать правильное исходное положение; способствуют осознанию работы двигательного аппарата; укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов; формируют навыки построения и перестроения.

Упражнения на развитие мышечного чувства (развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса). Дети должны уметь изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, явствовать, где излишне напрягались мышцы и образовались зажимы. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощущать возможный размах движения в суставах конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед на-чалом ходьбы, бега.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности сус-тавов: на развитие мышц шеи; на развитие мышц плеча; на развитие кистей рук; на развитие мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.

Психогимнастика очень полезна для всех детей, особенно для тех, ко-торым присущи чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. Это относится как к детям с неврозами, небольшими задержками в психиче-ском развитии, другими нервно-психическими расстройствами, так и к прак-тически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучении элементам тех-ники выразительных движений, на использовании этих движений в воспита-нии эмоций и высших чувств, а также на приобретении навыков расслабле-ния. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным и разнообразным движениям. Поскольку в основном используется материал без словесного сопровождения, педагогу очень важно уметь правильно продемонстрировать эти движения сво-им воспитанникам.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, при-обретенные при выполнении упражнений, позволят детям лучше и полнее проявить себя в танцах.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РИТМИКЕ

Представленное тематическое плани-рование разработано на основе моей ав-торской программы и направлено на дос-тижение следующих результатов:

Сформированность у детей элемен-тарных представлений об истории разви-тия спортивной ритмики;

  • освоение основных упражнений спортивная гимнастики;
  • выполнение технически правильно основных элементов спортивной гимнастики;
  • усвоение правил техники безопасно-сти;
  • сформированность начальных пред-ставлений о здоровом образе жизни;
  • умение работать в группе;
  • соответствие как минимум среднему уровню показателей развития общей фи-зической подготовки с учетом индивиду-альных возможностей.

Результативность программы опреде-ляется в ходе выполнения дошкольниками контрольных нормативов, упражнений (по-казательных выступлений), которые преду-смотрены на каждом этапе обучения. Их уровень показывает, насколько удалось реализовать основные задачи программы.

Подведение итогов на каждом этапе осуществляется в ходе показательных вы-ступлений, соревнований, проводимых как базе образовательного учреждения, так и на городском уровне.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Спортивно - здоровительный этап

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Личная гигиена и внешний вид

Теория и история спортивная ритмика

Занятия по разучиванию и совершенствованию навыков

Художественные занятия

Сдача контрольных нормативов

Участие в показательных выступлениях

ИТОГО:

Сдача контрольных нормативов

Сдача нормативов танцевальной подготовки : Техника выполнения хореографических движений. Выполнение хореографического рисунка композиции, выразительность и эмоциональность во время исполнения композиции. Исполнение композиции чётко по рисунку. Обязательные элементы: плие, батман тонзю вперёд.

Сдача нормативов общей физической подготовки : прыжки в длину, наклон вперёд, челночный бег.

Показательные выступления в группах и перед их родителями .

Сентябрь и октябр ь

Занятие 1

Встреча с героями сказки «Ребята, да-вайте жить дружно» (музыка Б. Савельева, текст и слова песен А. Хайта). Детям нужно вспомнить характеры персонажей, и с по-мощью мимики, пантомимы передать их особенности.

Формирование навыков метания, раз-витие чувства предмета.

Упражнения на развитие равновесия: ходьба с перешагиванием через предме-ты (набивные мячи, кубики), рейки лест-ницы.

Ползание на четвереньках вокруг пред-метов и между ними «змейкой».

  • Занятие 2

Знакомство с комплексом базовых упражнений с использованием образов героев сказки «Ребята, давайте жить дружно!».

Формирование координационных на-выков.

Вис на согнутых руках.

Передвижение боком в упоре на низких четвереньках (на предплечьях и коленях).

Ползание по гимнастической скамейке: на животе, подтягиваясь руками; низко на четвереньках.

Школа мяча: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Упражнения на развитие равновесия: ходьба по линии, веревке, шнуру пристав-ным шагом (прямо и боком) по кругу, зигза-гом, с мешочком на голове.

  • Занятие 3

Подвижная игра «Лягушки».

Формирование навыков ползания и ла-зания: подтягивание на низкой переклади-не из виса лежа; ползание по гимнастиче-ской скамейке (на животе, подтягиваясь руками, на низких четвереньках).

Школа мяча: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Упражнения на развитие равновесия: закреплять навыки ходьбы по линии, ве-ревке, шнуру ранее изученными спосо-бами.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

  • Занятие 4

Формирование двигательных навыков в композициях (программы 1, 2).

Ползание, лазание: по-пластунски по полу, по гимнастической скамейке (стоя в упоре на коленях, подтягиваясь руками, на животе с помощью рук и ног).

Упражнения на развитие равновесия: ходьба с перешагиванием через один и не-сколько набивных мячей, рейки лестницы, приподнятой на высоту.

Школа мяча: катание мяча из разных исходных положений (сидя в приседе, стоя).

Подвижная игра «Найди свой домик» (цвет).

Ноябрь

  • Занятие 1

Уточнение и закрепление двигательных навыков в композициях (программы 1, 2).

Формирование навыков выполнения прыжков:

  1. И.п. — стойка ноги врозь, стопы па-раллельно, перекаты с пятки на носок и на-оборот («промокашка»).
  2. Прыжки вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка.

Школа мяча: катание мяча друг другу двумя и одной рукой из разных исходных положений (сидя, в приседе, стоя).

Подвижная игра «Воробышки и кот».

  • Занятие 2

Формирование двигательных навыков в композициях (программы 3,4).

Школа мяча:

  1. Катание мяча вперед-назад, вправо- влево, круговыми движениями ладонью и тыльной стороной кисти (и.п. — сидя).
  2. Катание мяча по телу (и.п. — лежа, си-дя, стоя).
  3. Катание мяча стопами (и.п. — сидя, стоя).
  4. Бросание мяча друг другу и ловля дву-мя руками снизу, из-за головы, от груди.

Выполнение прыжков с места с касани-ем предмета, подвешенного выше подня-той руки ребенка.

Уточнение и закрепление навыков пол-зания по гимнастической скамейке изучен-ными способами.

Подвижная игра «Кролики».

  • Занятие 3

Уточнение и закрепление двигатель-ных навыков в композициях (программы 3,4).

Формирование навыков ползания и лазания: перешагивание линии в приседе приставным шагом; подлезание под пре-пятствие прямо, боком (между рейками лестницы, поставленной боком).

Выполнение прыжков с продвижением и поворотом кругом.

Школа мяча: закрепление умений бро-сать и ловить мяч друг другу.

Подвижная игра «Береги предмет».

  • Занятие 4

Уточнение и закрепление двигательных навыков в композициях (программы 1-4).

Школа мяча: бросание и ловля мяча с отскоком от пола.

Ползание на четвереньках, прокатывая головой мяч.

Выполнение прыжков с продвижением боком (левым, правым), вперед, назад на двух ногах.

Подвижная игра «Лошадки».

Декабрь

  • Занятие 1

Формирование двигательных навыков в композициях (программы 5,6).

Формирование навыков равновесия: стойка на одной ноге с различным положе-нием рук, с мешочком на голове.

Ходьба по ограниченной поверхности (доске, между линиями) с мешочком на ла-дони различными способами (приставным шагом прямо и боком, спиной).

Ползание под препятствие ранее изу-ченными способами.

Школа мяча: прокатывание мяча в во-рота, между палками, под дугу одной, двумя руками из разных

исходных положений. Подвижная игра «Подбрось-поймай».

  • Занятие 2

Уточнение и закрепление двигательных навыков в композициях (программы 5, 6).

Формирование чувства предмета:

  1. Упражнение «Волчок». Вращение об-руча правой и левой рукой на полу в исход-ном положении стоя.
  2. Катание обруча между предметами одной и двумя руками.

Формирование навыков ползания по доске (гимнастической скамейке) на четве-реньках — с опорой на ладони и стопы.

Уточнение и закрепление навыков ходьбы по ограниченной поверхности.

Подвижная игра «Подбрось-хлопни-пой- май».

  • Занятие 3

Уточнение и закрепление двигатель-ных навыков в композициях (программы 1-6).Формировать навыки прыжков: полу- приседы «пружинка» на месте, продвигаясь на шаг вперед-назад, вправо-влево.

Дать представление о катание обруча одной, двумя руками между предметами, бег с катанием обруча.

Уточнить и закрепить ползание по дос-ке, гимнастической скамейке изученными способами.

Подвижная игра «Ловишки».

  • Занятие 4

Уточнение и закрепление двигательных навыков в композициях (программы 1-6).

Школа мяча: выполнение приставных шагов с постепенным увеличением темпа выполнения, отбивание мяча о пол одной рукой.

Ползание на четвереньках с перешаги-ванием рееклестницы, приподнятой на вы-соту.

Подвижная игра «Ловишки».

Январь

  • Занятие 1

Формирование двигательных навыков в композиции (программа 7).

Ползание «след в след»: по полу — по-становка рук и ног по одной прямой по ори-ентирам; по бревну — на четвереньках.

Школа мяча: отбивание мяча о пол од-ной и двумя руками.

Танцевальные шаги: приставной с «пру-жинкой», «качалочка», галоп.

  • Занятие 2

Уточнение и закрепление двигательных навыков, наиболее сложных для исполне-ния детьми, в композициях (программы 2, 4, 5).

Ползание: на четвереньках по линии, по бревну.

Прыжки на двух ногах через предметы, линии.

Подвижная игра «Обезьянки».

  • Занятие 3

Уточнение и закрепление двигательных навыков всех композиций программы

Прыжки: через предметы, линии, из кружка в кружок.

Школа мяча: закрепление навыков от-бивания мяча о пол одной и двумя руками.

Подвижная игра «Обезьянки»

  • Занятие 4

Наблюдение и диагностика: качество выполнения всех композиций в целом, пе-реходов во время программы; умения и на-выки детей, приобретенные в ходе разучи-вания программ.

Февраль

  • Занятие 1

Наглядно-образное знакомство с героя-ми музыкальной сказки Ю. Энтина и Г. Глад-кова «Голубой щенок». Изучение базовых упражнений программы.

Школа мяча (с маленьким мячом): пере-хват мяча за головой, за спиной; перехват мяча под ногой (и.п. стоя на одном колене).

Ползание и лазание: перелезание че-рез предметы прямо и боком на четверень-ках — по-медвежьи — с опорой на стопы и кисти рук.

Ходьба по бревну, гимнастической ска-мейке изученными способами.

Подвижная игра «Перелет птиц».

  • Занятие 2

Разучивание комплекса базовых уп-ражнений. Этюды и задания на подража-ние, развитие двигательного воображе-ния, выразительности движений. Создание образов сказочных персонажей с помо-щью движений в ходе музыкальных игр.

Прыжки: вверх на двух ногах; запрыгивание на предмет (куб, мягкое покрытие); спрыгивание толчком двух ног.

Метание: большого мяча на дальность; предметов разного веса и формы различ-ными способами.

Подлезание с перешагиванием реек ле-стницы, приподнятой на высоту, на четве-реньках.

Подвижная игра «Орел и птенчики».

  • Занятие 3

Формирование двигательных навыков в композициях 1-3 (программа «Голубой щенок»).

Прыжки: вверх на двух ногах; запрыги- вание на предмет (куб, мягкое покрытие); спрыгивание толчком двух ног.

Перелезание через предметы изучен-ными способами.

Метание: большого мяча на дальность; предметов разного веса и формы ранее изученными способами.

Подвижная игра «Найди свой домик».

  • Занятие 4

Уточнение и закрепление двигательных навыков в композициях 1-3.

Ползание: на полу по ориентирам «след в след» (постановка рук ног по одной пря-мой); по бревну на четвереньках.

Прыжки на двух ногах через предметы, линии. Школа мяча: отбивание мяча одной и двумя руками.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Март

  • Занятие 1

Формирование двигательных навыков в композициях 4-7.

Прыжки: через предметы на двух ногах; запрыгивание на предметы (куб, мягкое покрытие); спрыгивание толчком двух ног.

  • Занятие 2

Уточнение и закрепление двигательных навыков (композиции 4-7).

Метание одной рукой маленького мяча (предметов разного веса) через веревку ранее изученными способами.

Ползание и лазание: преодоление пре-пятствия «Туннель» на четвереньках и лежа на животе.

  • Занятие 3

Лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек. Передвижение по рейкам лестницы приставным шагом (вправо, вле-во).

Прыжки: запрыгивание на предмет (куб, мягкое покрытие); спрыгивание толч-ком двух ног.

  • Занятие 4

Формирование двигательных навыков (композиции 8, 9).

Ползание по-медвежьи по полу, по лест-нице, положенной на пол.

Лазание по гимнастической стенке, не пропуская реек. Передвижение по рейкам ле-стницы приставным шагом (вправо, влево).

Прыжки: запрыгивание на предмет (куб, мягкое покрытие); спрыгивание толч-ком двух ног.

Метание большого и маленького мя-чей через веревку ранее изученными способами.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Апрель

  • Занятие 1

Уточнение и закрепление двигательных навыков (композиции 8, 9).

Подвижная игра «Совушка».

  • Занятие 2

Формирование двигательных навыков (композиции 10,11).

Формировать навыки в прыжках.

Прыжки: вверх на месте; в длину с места.

Метание в горизонтальную цель пред-метов разной формы и веса.

Уточнение и закрепление умений и на-выков лазания по гимнастической стенке изученными способами.

Подвижная игра «Совушка».

  • Занятие 3

Уточнение и закрепление двигательных навыков (композиции 1-7).

Прыжки: вверх на месте; в длину с мес-та.

Метание в горизонтальную цель пред-метов разной формы и веса.

Уточнение и закрепление умений и на-выков лазания по гимнастической стенке изученными способами.

Подвижная игра «Бездомный заяц».

  • Занятие 4

Уточнение и закрепление двигательных навыков (композиции 1-7).

Прыжки в длину с места.

Уточнение и закрепление умений и на-выков лазания по лесенке-стремянке ра-нее изученными способами.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Май

  • Занятие 1

Уточнение и закрепление наиболее сложных для детей движений с предмета-ми, входящих в композиции программы «Голубой щенок».

Метание в вертикальную цель одной ру-кой (правой, левой) мешочка с песком, ма-ленького мяча (от плеча, снизу).

Лазание по наклонной лестнице. Прыжки в длину с места.

Подвижная игра «Удочка».

  • Занятие 2

Уточнение и закрепление двигательных навыков (композиции 1-9).

Метание в вертикальную и горизонталь-ную цели одной рукой (правой, левой) ме-шочка с песком, маленького мяча (от пле-ча, снизу).

Упражнения в равновесии: ходьба по дощечкам, кирпичикам.

Лазание по наклонной лестнице. Подвижная игра «Удочка».

  • Занятие 3

Уточнить и закрепить двигательные навыки программы «Голубой щенок» в це-лом.

Формировать навыки в прыжках через короткую скакалку любым способом.

Метание в горизонтальную цель одной рукой (правой, левой) мешочка с песком, маленького мяча (от плеча).

Ползание различными способами в со-четании с подлезанием, перелезанием че-рез препятствия.

Подвижная игра «День и ночь».

  • Занятие 4

Голубой щенок (игровое)

Наблюдение и диагностика: качество выполнения всех композиций в целом, пе-реходов во время программы; приобретен-ные умения и навыки детей.

Организация проведения занятий

Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.

Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.

Занятия ритмикой необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.

Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.

Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.

Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.

Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем.На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.

В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу».

Диагностика

Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

Критериями оценки усвоения программы являются следующие:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • Пластичность (гибкость, природные данные);
  • ритмичность;
  • Импровизация.

Литература

Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб: Просвещение, 1996.

Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. - М.: Просвещение, 1984.

Бриске И.Э. Мир танца для детей. - Челябинск, 2005.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.

Захаров В.М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 1986.

Константинова А.И. Игровой стретчинг. - СПб.: Вита, 1993.

Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб: Просвещение, 1994.

Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. - СПб: Искусство, 1993.

Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.: Владос, 2003.

Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка - Пресс, 2006.

Уральская В.И. Рождение танца. - М.: Варгус, 1982.

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс», 2000.

Анна Гапонова
Комплекс ритмической гимнастики во второй младшей группе

Комплекс музыкально-ритмической гимнастики во второй младшей группе

Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники» (муз. С. Старокадомского, сл. С. Михалкова)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Дети заходят в зал, держась за руки, образуют круг .

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

А в песенке поется

О том, как мы живем.

Ходьба друг за другом бодрым шагом, имитируя «солдатиков».

Тра-та-та! – Три хлопка справа .

Тра-та-та! – Три хлопка слева .

Мы везем с собой кота – Четыре прыжка, руки опущены вниз .

Чижика, собаку, Петьку-забияку – Руки на поясе, вращение туловищем вправо-влево.

Обезьяну, попугая – Прыжки на месте с хлопками над головой .

Вот – Руки вперёд, показывая «класс»

Компания какая! – Наклон туловища вперёд

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками, имитируя «паровозик» .

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей.

Остановились, руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо. (По два наклона в каждую сторону)

Припев: Повторяется

Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Подскоки по кругу друг за другом, руки на поясе.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал,

В пути не скучно было,

И каждый напевал:

Остановились, руки на поясе, к плечам, вверх, к плечам. (Повторять два раза)

Припев: Повторяется

Публикации по теме:

Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ» Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать.

Комплекс гимнастики для пробуждения после дневного сна для второй младшей группы СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя 1. А) Потягивание в кроватях. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и. п. 6 раз. Б).

Комплекс образно-игровой ритмической гимнастики для детей 4–5 лет «Приключения кота Леопольда» Комплекс ритмической гимнастики "Прогулка с Котом Леопольдом " для детей 4-5 лет. Продолжительность комплекса: 11 минуты 24 сек. Блок 1.

Комплекс утренней гимнастики (2-я младшая группа) «Нам не надо докторов, от зарядки я здоров!» 1 часть. Построение в одну шеренгу. Ходьба,.

Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна для детей средней группы Комплекс утренней гимнастики № 1 I. Ходьба; ходьба на пяточках, руки за голову; обычная ходьба; бег; бег с высоким подниманием колена; ходьба,.

Комплекс утренней гимнастики в младшей группе «Гуси» I. Вводная часть. 1. «Гуси шагают» - ходьба гимнастическим шагом. 2. «Петушок» - ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны.

Комплекс утренней гимнастики в стихах для 2 младшей и средней группы. (конспект) Комплекс утренней гимнастики в стихах (для 2 младшей и средней группы) Конспект. ЦЕЛЬ: - формирование навыков здорового образа жизни -развитие.

НОД с элементами ритмической гимнастики в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна в лесу» Цель. Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности. Совершенствование основных движений путем введения новых,.

Актуальность данного проекта связана с использованием разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Это позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Старший методист МБДОУ д\с №23

Т.В. Мезенцева

Педагогический проект

«Ритмика для дошкольников»

на 2018 – 2019 у\г.

Ковалева Н.В. – инструктор по физической культуре.

Кабанова Л.И. – музыкальный руководитель.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Тип проекта: долговременный на 4 года, коллективный, творческий.

Цель проекта: содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, развитие навыков свободного движения, раскрепощения, самовыражения и обогащения эмоционального мира воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки.

  1. Задачи проекта:
  1. Научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.
  2. Формировать умение чувствовать эмоциональную наполненность музыки и передавать ее в движении, мимике и пантомимике.
  3. Создать условия для развития творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку, к импровизации в движении.
  4. Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальную память.
  5. Развивать физические качества – гибкость, координацию движений, выносливость, силу, точность движений, умение ориентироваться в пространстве.
  6. Формировать правильную осанку, походку.
  7. Развивать коммуникативные навыки – умение общаться в группе во время выполнения ритмических заданий, игр, формировать чувство такта, культуру поведения при общении взрослых и детей.

Актуальность проекта:

  1. Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор, музыковед Эмиль Жак – Далькроз (1865-1950). Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». По мнению Далькроза, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
  2. Актуальность проекта связана с использованием разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Это позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
  3. Здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ритмика помогает творчески реализовать эту потребность.
  4. Анализ ситуации.
  5. Мы заметили, что дети данной группы охотно откликаются на знакомые музыкальные произведения, с большим удовольствием повторяют предложенные им движения. Сами (в силу возраста) выразить свои чувства, эмоции посредством движений не умеют. Движения однообразны, не отражают характер музыки, не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Наблюдались и дети, которые испытывали чувство стеснения и зажатости при выполнении совместных танцевальных движений. Хотя по мимике заметно, что и они получают эмоциональное удовольствие от совместных ритмических движений. Для того, чтобы удовлетворить потребность детей в самовыражении, посредством музыки и движения был разработан данный проект. Мы предполагаем, что работа, организованная в рамках данного проекта поможет раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. Поскольку бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление, воображение ребенка. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Ресурсы обеспечения проекта

Организационные:

  • деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с разработанным планом деятельности и содержанием учебно-воспитательной работы в МДОУ,
  • образовательная программа воспитания и обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • интеграция направления «Социально-коммуникативного развития» в О.Д «Физическая культура» и «Музыка».

Информационные:

  • научно-методическая литература, аудио сопровождение, СD диски;
  • компетентность педагогов;
  • информирование родителей;
  • анкетирование, взаимосвязь с другими специалистами ДОУ, участвующими в реализации проекта.

Кадровое обеспечение:

  • музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 год, образование высшее педагогическое;
  • инструктор по физической культуре высшей категории, стаж работы 28 лет, образование высшее педагогическое;
  • воспитатели 2 категории, стаж работы 13 и 15 лет, образование высшее педагогическое.

Финансовое обеспечение: бюджет МБДОУ

Материально-техническое обеспечение:

  • спортивный и музыкальный зал МДОУ, мультимедийная аппаратура, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты.

Описание этапов:

1этап. Разработка учебных материалов.

Задачи:

  • Определить разделы и содержание ритмики (какие разделы будут использованы в 1-4 годы реализации проекта);
  • Подобрать музыкальный, танцевальный и игровой репертуар и материал (игры под музыку (с предметами и без), музыкальные и двигательные упражнения, ритмические этюды и т.д.).

2 этап. Становление проекта.

Задачи:

  • использовать разработанный учебный материал, периодически его пополнять;
  • повышать компетентность педагогов: обмен информацией, новыми коммуникативными играми; интегрированные занятия совместно со специалистами ДОУ;
  • показательные выступления детей младшей группы на праздниках, мероприятиях ДОУ с ритмическими номерами;
  • активное привлечение родителей к участию в проекте: совместные ритмические постановки в ДОУ; использование музыкальных игр и ритмики с детьми на домашних праздниках; созданию дополнительных наглядных пособий, атрибутов для развлечений.

Данный проект по ритмике определяют следующие разделы:

1. Игроритмика.

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)

3. Строевые упражнения

4. Музыкально-подвижные игры

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки.

1.Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.

В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры:

Темп музыки Взаимосвязь темпа музыки и движений Устойчивость в темпе; Переключение с одного темпа на другой; Постепенное ускорение или замедление темпа; Влияние темпа музыки на ее характер

Динамика музыки Влияние динамики музыки на ее характер Способ исполнения Влияние способа исполнения на характер музыки Отражение в движении характера музыки; Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка, часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная музыкальная мысль) Форма – двухчастная, трехчастная, куплетная Сильная, слабые доли. Такт. Затакт Ритмический рисунок. Длительности. Паузы

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика )- способствует развитию мышечной силы и гибкости у детей, укреплению позвоночника

Шаг Хлопки Топ-топ, танцевальные позиции ног – 1,6;

Вытянутая и сокращенная стопа позиции рук, позиция головы постановка корпуса стоя постановка корпуса сидя – «по-турецки», поза ученика, с вытянутыми ногами постановка корпуса лежа перекаты вперед-назад; упражнения для развития мышечной силы и гибкости

3. Строевые упражнения - являются средством организации, а также способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну

Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления Марш различными длительностями Соблюдение интервала Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением 12

Прыжки – на месте, с продвижением, с вытянутыми ногами, с поджатыми ногами

построение в шеренгу (линию) и в колонну;

перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько, из одной колонны в несколько построение в шахматном порядке

Движения в паре, ладушки.

4. Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике;

игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами игры-превращения, подражания, образные сравнения ролевые игры имитация разнообразных действий имитацией поведения птиц, зверей

5. Элементарные танцевальные движения - позволяют не только постичь эстетику движения, но и способствуют решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным шагом для мальчиков Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги Шаг приставной, приставной с полуприседанием Тройной шаг Шаг с припаданием Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной поворот с поворотом Ковырялочка с притопом Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Подскоки. Перескоки. Боковой галоп, боковой галоп с поворотом Танцевальный бег.

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки - здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями:

  • гимнастическими
  • имитационными
  • образными
  • общеразвивающими
  • координационными
  • танцевальными
  • образно-танцевальными композициями.

Опираясь на выбранные разделы, мы определили основные методы и формы. Целостный процесс освоения ритмики, можно условно разделить на 3 этапа:

Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению ) характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют выполнить упражнение.

Этап углубленного разучивания упражнения - характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. К приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен).

Этап закрепления и совершенствования упражнения- характеризуется образованием двигательного навыка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической свободой.

Форма проведения занятия групповая ,

Метод проведения- игровой, сюжетно - тематический.

Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по ритмике необходимо начинать со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий и творческих способностей ребенка. Занятия предлагается проводить в форме игр-путешествий (или сюжетные занятия).

В группах раннего и младшего возраста при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется и т.д.).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 – 2019 уч./г.

  1. проекта «Ритмика» – младшая группа (первый год обучения)

«Физическое развитие»

«Музыка»

СЕНТЯБРЬ

Строевые упражнения. Шаги на месте с высоким подниманием колен, свободные шаги по залу под музыку.

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

Игропластика (гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости. Комплекс упражнений «Мы котята»

« Кто мурлычет под рукой?»

ОКТЯБРЬ

Музыкально-подвижные игры . Игра-превращение «Мышки и мишки»

«Мишка –мышка» - музыка контрастов

Танцевально-ритмический этюд «Цыплята»

«Петушок и курочки»

Игроритмика . Хлопки под музыку («хлопаем в ладоши 1-2-3, топаем ногами1-2-3»)

«Ножки весело стучат»

музыка Г.Ф. Вихаревой.

Игропластика. Под темп музыки – быстро, медленно. двигаемся в соответствием с темпом.

«Веселятся малыши…»

Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой

НОЯБРЬ

Строевые упражнения . Шаги на месте, свободные шаги по залу под музыку. Игра «спортивные лошадки»

«Лошадки»

Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Котята»

Игра «Котята и кошка»

Музыкально-подвижные игры . Игра-превращение с имитацией движений животных и птиц.

Игра «Колокольчик»

(дети придумывают, кого разбудил кол-к)

Танцевально-ритмический этюд. «Лягушки»

Игра с платочками

ДЕКАБРЬ

Игроритмика . Игра с погремушками «Непослушный дождик».

Игра с палочками «Дождик с самого утра»

Игропластика . Темп музыки – быстро, медленно в сочетании с движениями и остановками.

«Stop end gou» (имитационные движения с остановкой)

Музыкально-подвижные игры . Имитация поведения птиц, зверей «Кошечка»

«Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой

Танцевально-ритмические этюды . Танцевально-ритмический имитационный этюд «Паровоз»

«Топ-топ, сапожок»

ЯНВАРЬ

Игроритмика. Топ-топ на месте и с продвижением. Игра «Прогулка»

«Плывем по морю с тобой»

Танцевально-ритмические этюды . Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Поплыли»

«Наши детки в пары встали»

Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Ремонт самолетов»

"Часы"

Музыкально-подвижные игры . Игра-превращение «Мишка косолапый»

«Посмотри на медвежат»

ФЕВРАЛЬ

Строевые упражнения. Марш на месте и в движении, знакомство с маршевой музыкой.

Барабанщики. (движение, палочки)

Игроритмика. Динамика – громко, тихо

П\игра «Девочки – мальчики».

Речевая игра «Девочки и мальчики»

Музыкально-подвижные игры . Имитация поведения птиц, зверей. Игра «Змейка».

Игра «Змейка»

Танцевально-ритмические этюды . «Самолет».

«Самолет построим сами»

МАРТ

Строевые упражнения. Бег по залу на звуковой сигнал по кругу и врассыпную.

Барабанщики. Двигательные Упражнения

Танцевально-ритмический этюд с мячом

«Мой веселый мяч»

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический общеразвивающий этюд «Ветерок»

"Прогулка"

Игропластика (стретчинг, гимнастика). Упражнения для развития мышечной силы и гибкости «Мельница»

Подружились. Муз.Т.Вилькорейской

АПРЕЛЬ

Строевые упражнения . Прыжки на месте под смену ритма.

Игра «Зайки, зайки скок да скок»

Игроритмика .

Игра «Вот лягушки по дорожке», движения согласовывать под ритм хлопков и текст.

Ритмическая игра «Дружба»

Музыкально-подвижные игры. Игра-превращение «Большие и маленькие»

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Танцевально-ритмические этюды . Танцевально-ритмический имитационный этюд «Шофер и машинки»

Игра « Автомобиль и птички»

МАЙ

Строевые упражнения . Прыжки с продвижением по удары бубна, хлопки музыку.


«Идем - прыгаем»

Музыкально-подвижные игры . Имитация поведения птиц, зверей, сюжетная «Лягушка-путешественница».

«Мячи и смешные человечки»

Танцевально-ритмические этюды. Танцевально-ритмический этюд с погремушками.

« Жили – были в домике маленькие гномики»

Предполагаемый результат Возраст 3 - 4 года

  • Знает движения танцевальных композиций, эмоционально откликается и сам активно учувствует в ритмических композициях и играх;
  • Пытается согласовывать основные виды движений, упражнений (ходьбы, бега, прыжков) с заданным темпом и ритмом;
  • Имитирует движения знакомых животных, птиц и т.д. и может самостоятельно передавать их движения под музыку.
  • Пытается самостоятельно импровизировать с использованием движений под музыку.
  • Может свободно ориентироваться в зале, умеет двигаться, не наталкиваясь на других детей.

Поделиться: