Правовое регулирование охоты и рыболовства. Правовое регулирование охоты Правовое регулирование охоты

охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с фед. законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом "об охоте и сохранении охотничьих ресурсов", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).

Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся:

1) млекопитающие:

а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;

б) медведи;

в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;

2) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации,

Охотник должен иметь:

1) охотничий билет;



2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.


63. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административка: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Уголовка: Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, Незаконная охота, Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


64. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

·отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

·обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

·размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

·хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

·захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом "об отходах пр-ва и потребл-я", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

·охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

·комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

·доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

·участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами


65. Понятие и виды особо охраняемых природных объектов.

Пр. регул. - ФЗ "Об особо охраняемых прир-х терр-ях". (особо охран. прир. терр. далее - ООПТ)

ООПТ - участки земли, водной поверхности и возд. простр-во над ними, где располаг-ся прир. комплексы и О-кты, имеющие природоохранное, национальное и иное знач-е.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ООПТ нах-ся в фед. собств-сти, собств-сти С-ктов РФ и в нац. собств-сти.

В фед. собств-сти нах-ся заповедники и нац. парки. В собств-сти С-ктов - прир. парки, заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В мун. собств-сти - лечебно-оздоровительные местности и курорты.


66. Правовой режим государственных природных заповедников.

Гос-ные прир. заповедники созд-ся в форме учреждений. Реш-е о созд. заповедника приним-ся Прав-вом РФ

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Им-во заповедника явл-ся фед-ной собств-стью: здания, сооруж-я и иные О-кты, закреплённые за заповедником принадлежат ему на пр. опер. управл-я. Зем. участки предоставл-ся на праве пост-го бессрочного польз-я. на терр. заповедника запрещ-ся любая хоз. деят-сть.


67. Правовой режим государственных природных заказников.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники - не юры. Учитывая, что заказники мб фед-го или регионального знач-я, то реш-е об их создании приним-ся либо прав-вом, либо исп-ным органом С-кта. Для управл-я заказником созд-ся администрации, кот-е нах-ся в ведении либо органа фед-го экол-го контроля, либо органа регионального экол-го контроля.Зем. участки, кот-е подпадают под терр. заказника, могут изыматься у собственников, землевладельцев, землепользователей, а могут не изыматься.

Заказники могут иметь различный профиль и создаваться для различных целей. Они мб комплексными, т.е. создав-ся для сохран-я и восстановл-я всех прир-х комплексов и ландшафта, нах-ся на терр. заказника, биологическими - т.е. предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, палеонтологическими - т.е. предназначенными для сохран-я особо ценных водных О-ктов.

На терр РТ создано 25 гос-ных природных заказников.


68. Правовой режим национальных и природных парков.

Нац. парки созд-ся в форме учреждений. Предназначены для выполнения природоохранительных просветительских и культурных целей. В РТ 1 нац парк нижняя кама (в реке елабуги)

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особенность нац. парка заключ-ся в выделении на его терр. различных функциональных зон. В частности:

Заповедная зона (запрещ-ся любая хоз. деят-сть)

Зона познавательного туризма (предназнач. для экол. просвещ-я и знакомства с прир. достопримеч. нац. парка)

Рекреац. зона (предназнач. для отдыха посетителей)

Хозяйственная зона (осущ. хоз. деят-сти, необходимой для функционирования нац. парка)

Экол. контроль осущ. фед. служба по надз. в сфере природопольз-я.

68. Прир. парки:

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Реш-е о созд. прир. парка приним-ся орг-м исп. власти С-кта. Им-во прир-го парка явл-ся собств-стью С-кта, а парку оно принадлеж. на пр. опер. управл-я. Зем уч. - на пр. пост-го бессрочного польз-я.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Экол. контроль осущ. исп. орган С-кта (в РТ - мин-во экол. и прир-х рес-сов РТ).


69. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и зеленых зон.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Реш-е об их создании принимает Пр-во, высш. орг. исп. вл. С-кта, ОМС.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

По ЭК РТ: "Вокруг городов и других населенных пунктов образуются зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных функций"

Федеральный закон «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

К таким актам прежде всего относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», содержащий общие положения; постановление Правительства РФ от 26.07.93 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»; приказ Минсельхоза России от 24.12.93 N 315 «О предоставлении права на охоту» (в ред. от 16.09.98); Приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты», Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Правительства от 10.10.60 N 1548 (в ред. от 03.05.94); Правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и утверждается Правительством РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1289.

Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 24.04.03). Приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569 утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из Красной книги РФ (в ред. от 05.11.99).

Правовое регулирование охоты также осуществляется Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1574 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г., Приказом Минсельхоза РФ от 28 апреля 2005 г. N 70 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении», Приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 г. N 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», а также Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты».

Уголовный кодекс РФ в ст. 258 устанавливает ответственность за незаконную охоту.

В соответствии со ст. 34 Закона «О животном мире» охота представляет собой один из видов пользования животным миром. Такое пользование животным миром осуществляется гражданами, имеющими право на охоту на основе имеющихся разовых на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок.

Охотой, как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. К ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Охотничьи угодья - это земельные, лесные и водопокрытые площади, где обитают дикие звери и птицы и которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (ст. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1960 г.).

Однако, по мнению ряда авторов, данная дефиниция нуждается в корректировке. Так, возникает необходимость в уточнении смысла понятия «нахождение в охотничьих угодьях с орудием охоты». О.С. Колбасов пишет, что к охоте «приравнивается не только пребывание лица с орудиями охоты в угодьях, но и нахождение в угодьях одних орудий охоты (капканов, ловушек и т.д.) без самого их владельца». Для того, чтобы избежать всех неудобств перечисления случаев, которые подразумеваются под понятием нахождения в угодьях и т.д. представляется правильным говорить о любой деятельности по добыче диких животных, включая сюда не только физическое, но и юридическое присутствие охотника в местах, где действует «охотничий режим», т.е. официальное регулирование порядка, времени, способа и других элементов охоты. С этой точки зрения охотой будет не только выслеживание и преследование дичи с целью добычи, либо сама добыча, но охотой будет установление капканов и других орудий лова.

В словаре русского языка охота определяется как «поиск, выслеживание зверей, птиц с целью умерщвления или ловли».

Г.Г. Булатов определяет охоту как «выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы».

Б.Н. Звонков считает, что «охота это любая деятельность, имеющая цель - добычу диких животных и птиц, представляющих научную или хозяйственную, или культурную, или просветительскую ценность, а также ценность, с точки зрения обеспечения сложившихся в природе экологических ассоциаций и равновесия».

Ю.И. Ляпунов под охотой «понимает не только добычу (убой, улов) диких зверей и птиц, но и установку капканов, сетей, силков, самострелов, выслеживание и преследование животных, а также сам факт нахождения с ружьем и с охотничьей собакой в охотничьих угодьях».

По мнению Колбасова О.С., «охотой является определенный вид деятельности людей связанный с использованием природных богатств животного мира. Охотой называется отыскивание и добывание разнообразными способами диких животных, обитающих в естественных условиях в лесах, горах, степях, на полях, лугах, водоемах и других угодьях».

Ю.Н. Ерофеев считает, что «охотой признается добывание диких животных и птиц, т.е. извлечение их из естественной среды, как путем умерщвления, так живьем. Преследование и выслеживание диких зверей и птиц с целью последующего добывания должны рассматриваться как приготовление к охоте». Таки образом, большинство авторов признают, что охота - это действие, которое сожжет выражаться в следующих стадиях:

1) выслеживание - поиск диких животных, мест их обитания, следов;

2) преследование - перемещение за обнаруженными дикими животными с целью их добычи;

3) добыча - извлечение из состояния естественной свободы умерщвленного или живого зверя либо птицы.

Выделяются следующие виды охоты:

а) промысловая охота - добывание животных охотниками промысловиками с целью выполнения планов заготовки мяса, шкур, мехов и другой продукции.

б) спортивная (любительская) охота - добывание охотничьих животных членами обществ охотников с целью удовлетворения потребностей в активном отдыхе на природе, а также в использовании продукции охоты в личных целях.

в) научная охота - извлечение из естественной среды диких животных для последующего проведения научных исследований.

Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др. Исключение составляют граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которые пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14 летнего возраста.

Удостоверением на право спортивной (любительской) охоты служит охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращением с охотничьим огнестрельным оружием, об оплате государственной пошлине, и разовая лицензия на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Для промыслового добывания охотничьих животных дополнительно требуется договор, заключенный с заготовительными организациями, которым установлен государственный план закупок продукции охотничьего промысла или путевка, выданная в установленном порядке, а для штатных охотников наряд-задание.

Что касается разрешения (лицензии) на добычу диких животных, то в соответствии с приказом Минсельхоза России «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», от 4 января 2001 г. № 3, лицензия необходима для добычи следующих видов животных: а) диких копытных и медведей (по лицензиям, выдаваемым на изъятия одного животного в определенном месте в сезон охоты), б) соболя, бобра, выдры, росомахи, рыси, барсука, сурков, куниц и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания конкретного количества особей в сезон охоты), в) харзы, норок, лисицы, песца, белок, зайцев, гусей, глухарей, уток, голубей и т.д. (по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания особей определенного вида в определенном месте в конкретный срок с соблюдением лимитов изъятия этих животных).

При этом в нормативных актах выделяются некоторые виды птиц и зверей, добыча которых не требует специального разрешения и не ограничивается какими-либо сроками. Так, без лицензии разрешается добыча сусликов, хомяков, кротов.

Охота - выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту. Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных , отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. В соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ 1995, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Виды охоты:

1) Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйствами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

2) Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат:

Охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

Путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сроков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел. Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена . Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для выслеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты:

Ведущих к массовому истреблению животных;

Опасных для окружающей среды;

Охота является древнейшим видом пользования животным миром. Правовому регулированию охоты, ведению охотничьего хозяйства отводится одно из центральных мест в системе законодательства о животном мире. Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом “О животном мире”, специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и утверждается Правительством РФ (ст. 41 Закона о животном мире).

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289 (с изм. от 30 июля 1998 г.)". Так, к млекопитающим, являющимся объектами охоты, относятся: волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, медведи, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, летяга, белки, кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран и др.

К птицам - объектам охоты - относятся: гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, коростель, камышница, лысуха, чибис, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы и др.

К объектам охоты не могут быть отнесены виды, подвиды и популяции, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации. Для традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к объектам охоты также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистико-

1 СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 120; 1998. № 32. Ст. 3904.

вые, кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 “О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации” определен порядок осуществления любительской и спортивной охоты. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами России, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, которые выдаются общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины, и путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Форма членских охотничьих билетов определяется органом по управлению охотничьим хозяйством.

Порядок выдачи охотничьих билетов регулируется Инструкцией о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 23 мая 1998 г. № 302. Охотничий билет является удостоверением на право охоты для граждан России. Для иностранных граждан таким удостоверением является охотничий билет иностранного охотника.

Охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам России, достигшим 18-летнего возраста. Эго связано с тем, что Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 130-ФЗ “Об оружии” (с изм. от 8 августа 2001 г.) закрепляет право на приобретение охотничьего оружия только в отношении граждан России, достигших 18 -летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (ст. 13) 1 . В субъектах Федерации, где законодательными (представительными) органами снижен возраст, по достижении которого разрешено использование охотничьего огнестрельного оружия, охотничьи билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются по достижении установленного для владения огнестрельным оружием возраста.

Вопрос о выдаче охотничьего билета рассматривается на основании заявления гражданина России по установленной форме и документа, подтверждающего гражданство. Охотничий билет иностранного охотника выдается по заявлению организующей охоту стороны, копии контракта или приглашения на охоту и разрешения МВД России на ввоз оружия на территорию России. По истечении срока действия охотничий билет подлежит замене по заявлению установленной формы и наличия охотничьего билета. При перемене места жительства охотник должен сняться с учета в организации, выдавшей билет, и в двухнедельный срок встать на учет по новому месту постоянного жительства.

Основанием выдачи охотничьего билета (охотничьего билета иностранного охотника) является сдача испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. До выдачи удостоверения на право охоты уплачивается государственная пошлина. Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту.

Охотничьи билеты и охотничьи билеты иностранного охотника выдает Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения.

I Прядок предоставления охотничьх угодий в пользование предусмотрен распоряжением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1434-р 2 . В целях стимулирования проведения охотопользовате- лями мероприятий по охране и воспроизводству диких животных за счет привлечения собственных средств органам государственной

  • 1 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3435.
  • 2 СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 4210.

власти субъектов Федерации рекомендовано предоставлять охото- пользователям угодья для ведения охотничьего хозяйства на срок не менее 25 лет. Охотничьим хозяйствам должны бесплатно выделяться земельные участки и сенокосы, в том числе из состава земель лесного фонда из расчета один гектар на 10 тыс. га закрепленных за ними охотничьих угодий. Охотопользователям выдаются бесплатные разрешения (лицензии) на пользование в закрепленных за ними охотничьих угодьях тех видов диких животных, которых они за счет собственных средств развели и расселили в этих угодьях и довели их численность до промыслового уровня.

В законодательстве субъектов Федерации также отражены вопросы регулирования охоты. Например, ст. 6 Закона Московской области от 12 июля 2000 г. № 43/2000-03 “Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области” признает охотничьими животными объекты животного мира (диких птиц и млекопитающих), отнесенные в установленном порядке к объектам охоты, обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья . Перечень видов охотничьих животных, отнесенных на территории области к объектам охоты, устанавливается органом исполнительной государственной власти Московской области на основании перечня, утверждаемого Правительством РФ, с учетом видов охотничьих животных, обитающих на территории области.

Правовой режим охотничьих угодий определен в ст. 7 Закона. Охотничьи угодья Московской области включают все территории, используемые для ведения сельского и лесного хозяйства, земли запаса, участки лесного фонда или леса, не входящие в лесной фонд, а также водные объекты (акватории), которые являются средой обитания охотничьих животных и могут быть использованы для охоты и ведения охотничьего хозяйства. В охотничьи угодья не включаются территории, акватории специального назначения, территории населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта и иные территории, на которых осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства невозможно или запрещено в установленном порядке.

Охотничьи угодья Московской области разделяются на угодья, предоставленные в пользование охотопользователю для организации и ведения охотничьего хозяйства; угодья общего пользования, не предоставленные в пользование; угодья, закрытые для охоты (особо охраняемые природные территории). Порядок пользования охотничьими животными в угодьях, закрытых для охоты, определяется положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке.

Право пользования охотничьими животными отделено от права пользования землями, водами и лесами, являющимися охотничьими угодьями, для целей, не связанных с ведением охотничьего хозяйства. Переуступка права пользования охотничьими угодьями, предоставленными охотопользователю, их продажа, сдача в аренду, залог и иные сделки не допускаются.

Охота представляет собой вид пользования охотничьими животными, находящимися в состоянии естественной свободы, с изъятием их из среды обитания. Охота включает выслеживание, преследование с целью добычи и саму добычу охотничьих животных с применением орудий охоты. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с незачехленным собранным и/или заряженным огнестрельным оружием (включая зачехленное заряженное оружие, разборка которого не предусмотрена заводом-изготовителем), орудиями охоты либо с продукцией охоты (ст. 8).

Охотничьи животные, находящиеся в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях области, являются согласно ст. 9 Закона государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на охотничьих животных на федеральную собственность и собственность Московской области производится в порядке, установленном федеральным законодательством. Вопросы владения, пользования, распоряжения охотничьими животными в Московской области относятся к совместному ведению Российской Федерации и области и регулируются законодательством РФ и Московской области.

Охрана охотничьих животных и охотничьих угодий должна обеспечивать условия для воспроизводства, устойчивого использования охотничьих животных, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий. Задачи охраны охотничьих животных и охотничьих угодий решаются путем разработки и реализации специальных государственных программ и комплекса административных, экономических, хозяйственных, оперативных и иных мер.

Организация охраны охотничьих животных и охотничьих угодий осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и Московской области в пределах их полномочий, установленных правовыми актами, определяющими статус этих органов. Охрану охотничьих животных и охотничьих угодий в области осуществляют специально уполномоченные государственные органы, а также органы внутренних дел в пределах их комнетенции. На особо охраняемых природных территориях, в зеленых зонах охрана охотничьих животных осуществляется в соответствии с положениями о них. В охотничьих угодьях, предоставленных в пользование, обеспечение охраны охотничьих животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, и оказание помощи государственным органам в осуществлении охраны животного мира возлагается на охотопользователей.

При исполнении служебных обязанностей по охране охотничьих животных и охотничьих угодий должностные лица государственных органов имеют права, определенные соответствующими федеральными законами. При осуществлении охраны охотничьих животных и охотничьих угодий штатные работники охотопользователей в порядке, определенном законодательством РФ и Московской области, имеют право:

ношения личного охотничьего оружия с нарезным стволом в качестве служебного в соответствующих охотничьих угодьях при исполнении служебных обязанностей, следовании к месту работы и участии в совместных мероприятиях государственных органов и охотопользователей по охране охотничьих животных;

проверять документы на право охоты, производить осмотр орудий охоты и охотничьей продукции у лиц, находящихся в охотничьих угодьях;

составлять протоколы на нарушителей правил охоты с последующей их передачей в Мособлохотуправление, а в случаях, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, принимать меры для выяснения личности и составления протокола;

принимать меры по передаче незаконно добытой продукции охоты и запрещенных орудий охоты в Мособлохотуправление, а огнестрельного оружия (при отсутствии у нарушителя разрешения на хранение и ношение его) - в органы внутренних дел.

Право ношения личного охотничьего оружия имеют также штатные работники Ассоциации “Росохотрыболовсоюз” и входящих в нее организаций, в том числе Всероссийского физкультурного спортивного общества “Динамо” и военно-охотничьего общества и других организаций, признанных в установленном порядке организациями с особыми уставными задачами.

Лица, привлекаемые к охране охотничьих животных на общественных началах (общественные охотинспектора), имеют право находиться с личным охотничьим оружием в охотничьих угодьях во время осуществления мероприятий по охране животных, имея при себе письменное разрешение Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области или его районного органа и под их контролем. В границах соответствующего охотничьего хозяйства такое право при проведении вышеуказанных мероприятий имеют общественные егеря при наличии письменного разрешения охотопользовате- ля и закрепленного обхода, а при его отсутствии - только совместно со штатными работниками охотопользователей (ст. 14 Закона).

Пользование охотничьими животными и охотничьими угодьями должно осуществляться с соблюдением федеральных и региональных правил, стандартов, нормативов и лимитов; с обеспечением мер по охране и воспроизводству охотничьих животных, сохранению и улучшению качества охотничьих угодий; с привлечением граждан и общественных объединений к решению задач в сфере охоты и охотничьего хозяйства; гуманными способами.

Порядок осуществления охоты регулируется Правилами охоты на территории Московской области, разрабатываемыми Мособлохотуправлением и утверждаемыми органом исполнительной государственной власти Московской области в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 16)

Согласно ст. 17 Закона право на охоту в Московской области имеют все граждане Российской Федерации, сдавшие испытания по Правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием (охотничий минимум), уплатившие государственную пошлину в установленном размере и получившие удостоверение на право осуществления охоты. Требуется также, чтобы лицо достигло 18 лет. Охотничье огнестрельное оружие должно быть разрешенным к обороту на территории России. Право на охоту могут иметь лица, достигшие 16 лет и сдавшие испытания по охотничьему минимуму с разрешенными орудиями охоты, кроме охотничьего огнестрельного оружия.

Безружейная охота на отдельные виды охотничьих животных, определяемых Мособлохотуправлением, может производиться гражданами независимо от возраста и без получения удостоверения на право охоты.

Удостоверением на право осуществления охоты служат охотничьи билеты, выдаваемые Мособлохотуправлением, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, входящими в состав общероссийских общественных организаций (объединений) охотников и рыболовов, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по охотничьему минимуму и об уплате государственной пошлины.

Порядок проведения испытаний по охотничьему минимуму определяется Мособлохотуправлением, а по согласованию с ним правлениями соответствующих общественных охотничьих организаций (объединений). Проведение испытаний по охотничьему минимуму осуществляют специальные комиссии, создаваемые при Мособл- охотуправлении и его структурных подразделениях, а также при правлениях общероссийских общественных охотничьих организаций (объединений) и их территориальных организаций. Состав экзаменационной комиссии утверждается решением организации, выдающей удостоверение на право осуществления охоты. Каждый гражданин вправе сдавать экзамен по программе охотничьего минимума после самостоятельной подготовки или после окончания специальных курсов, создаваемых при Мособлохотуправлении, или общественных охотничьих организациях (объединениях).

Право на осуществление охоты на территории Московской области получают все охотники при наличии охотничьего или членского охотничьего билета; разрешения органов внутренних дел на право хранения и ношения охотничьего оружия при осуществлении охоты с применением охотничьего огнестрельного оружия; именной разовой лицензии, а также путевки на услуги, выдаваемой в предоставленные в пользование охотничьи угодья. Иностранные граждане и лица без гражданства получают право на осуществление охоты в соответствии с законодательством РФ. Охота без соответствующих документов квалифицируется как незаконная.

Согласно ст. 19 Закона предоставление в пользование охотничьих животных и охотничьих угодий охотопользователю осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О животном мире”, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.

Охотничьи угодья в Московской области предоставляются охотопользователю на срок не менее 25 лет за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и области. Право пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями реализуется охотопользователем на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром, выдаваемой Мособлохотуправлением на основании решения исполнительного органа государственной власти Московской области; договора о предоставлении охотничьих угодий в пользование, заключаемого с исполнительным органом государственной власти области.

Приоритет в предоставлении охотничьих угодий для осуществления пользования охотничьими животными и ведения охотничьего хозяйства отдается находящемуся на территории Московской области охотопользователю, ранее осуществлявшему в установленном порядке пользование охотничьими животными в определенных границах охотничьих угодий; собственнику земель, землевладельцу и владельцу участка лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одни и те же охотничьи угодья охотничьи животные предоставляются в пользование на основании конкурсов. Порядок принятия решения о выдаче долгосрочной лицензии на пользование животным миром и предоставления заявленных охотничьих угодий, в том числе на конкурсной основе, определяется исполнительным органом государственной власти Московской области.

В соответствии с Федеральным законом “О животном мире”, гражданским, земельным, водным и лесным законодательством PCD территории, используемые для ведения сельского и лесного хозяйства, а также водные объекты (акватории), составляющие охотничьи угодья, могут быть обременены необходимыми условиями, обеспечивающими пользование охотничьими животными, осуществление охоты и другие виды пользования животным миром. По ходатайствам охотопользователей, в границах определенных участков охотничьих угодий по согласованию с собственниками, владельцами и пользователями земель, вод и лесов исполнительные органы государственной власти Московской области могут ограничивать или запрещать в установленном порядке отдельные виды хозяйственной деятельности, наносящие ущерб охотничьим животным и ухудшающие качество среды обитания, условия размножения, отдыха, нагула и пути миграции. Соответствующие ограничения могут устанавливаться на основании актов органа государственной власти Московской области или судебного решения в порядке, установленном законодательством РФ.

Право пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями прекращается соответственно полностью или частично в случаях: отказа от долгосрочного пользования; истечения установленного срока пользования; систематических нарушений законодательства РФ и законодательства Московской области о животном мире и об охоте, а также условий пользования охотничьими животными, оговоренных в долгосрочной лицензии и договоре на предоставление охотничьих угодий; изъятия земель для государственных нужд, исключающих осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства; иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Право пользования охотничьими животными прекращается путем аннулирования Мособлохотуправлением долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира или расторжения договора о предоставлении охотничьих угодий в пользование. При полном прекращении права пользования охотничьими животными и охотничьими угодьями предоставление их в пользование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Московской области.

В целях рационального использования ресурсов животног о мира и их охраны разрабатываются и утверждаются правила охоты. Правила охоты утверждаются на уровне субъектов Федерации. Например, Правила охоты на территории Челябинской области утверждены постановлением правительства Челябинской области от 26 июня 1997 г. № 37-п 1 . Правила предусматривают, что охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами и другими орудиями охоты, а также с собаками и ловчими птицами, либо с добытой продукцией охоты или с охотничьим оружием в собранном в виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты.

Дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы и являющиеся объектами охоты, составляют государственный охотничий фонд. Охотничьими угодьями признаются земельные и лесные площади, а также водные объекты, служащие местом обитания диких зверей и птиц, которые могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются па угодья, закрепленные за юридическими лицами (пользователями животным миром), охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этим пользователям в пределах установленных им лимитов, угодья общего пользования, охота в которых разрешается гражданам в порядке, установленном правилами охоты, и угодья, закрытые для охоты (заповедники, заповедные зоны национальных парков, заказники, зеленые зоны). В заповедниках, национальных парках, заказниках, зеленых зонах порядок возможного пользования государственного охотничьего фонда определяется положениями о них.

Добыча диких зверей и птиц может производиться как в порядке промысловой охоты (для сдачи продукции по договорам с

  • 1 Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области.
  • 1997. № 6.

целью переработки и (или) реализации), так и в порядке любительской и спортивной охоты и использованием добытой продукции для личного потребления охотника.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Право охоты с охотничьим огнестрельным оружием предоставляется лицам, достигшим 18-летнего возраста. Право осуществления любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Охотник обязан иметь при себе охотничий билет или членский охотничий билет, другие необходимые документы на право охоты и предъявлять их по первому требованию уполномоченных на проверку лиц (работников органа, осуществляющего государственное управление охотничьим хозяйством, государственный надзор за соблюдением правил охоты, охраны заповедников и прочих особо охраняемых природных территорий, охраны промысловых, спортивных и других охотничьих хозяйств, милиции, лесной охраны, рыбнадзора, государственных инспекторов комитета по экологии и природопользованию, общественных охотинспекторов и инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных народных дружин) в период охоты, при следовании в угодья или возращении из них, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям. При проверке охотник обязан предъявить для осмотра имеющиеся у него огнестрельное оружие, орудия охоты и охотничью продукцию, транспортные средства.

В 11равилах охоты определены порядок ношения личного охотничьего оружия и табельного (служебного) оружия при исполнении служебных обязанностей, условия осуществления охоты (наличие удостоверения на право охоты, специального разрешения на добычу охотничьих животных, при охоте с охотничьим оружием - разрешения органов МВД России на хранение и ношение охотничьего оружия). Охотник обязан соблюдать нормы добычи животных и сроки охоты, указанные в путевке (лицензии), он обязан вернуть путевки (лицензии) по месту их выдачи, сделав отметку о результатах охоты.

Установлены запрещенные орудия и способы охоты. Так, на всей территории Челябинской области запрещается применение малокалиберного оружия под патрон бокового огня для любой охоты; добыча диких копытных животных и бурого медведя при переправе через водоемы или с применением самоловов; применение на охоте крючьев, пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей и других общеопасных самоловов; стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, лосю, благородным оленям; использование сетей, вентелей, петель, шатров при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных; применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных, за исключением приманок; сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение бобровых плотин, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсуков.

Предусмотрено, что охотник несет административную ответственность за нахождение с заряженным оружием в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 м от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии алкогольного опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 м от другого стрелка; нахождение на любых моторизованных транспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров, лодок с выключенным мотором) и другие административные проступки.

Правила регулируют порядок охоты с собаками, натаски, нагонки и притравки собак, охоты на диких копытных животных. Добыча диких копытных животных регламентируется действующими инструкциями и указанными Правилами. Охота осуществляется по лицензиям, которые во время охоты должны находиться у ответственного за отстрел (старшего команды, бригадира). Установлены сроки добычи диких копытных животных: лося; косули сибирской; кабана. Перечень видов копытных животных, разрешенных к добыче, и конкретные сроки охоты устанавливаются перед каждым сезоном охоты приказом начальника органа охот- надзора - департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов администрации Челябинской области.

Особо урегулированы условия охоты на бурого медведя. Охота на бурого медведя осуществляется по лицензии, которая во время охоты должна находиться у ответственного за отстрел (старшего команды, бригадира). Предельные сроки добычи бурых медведей в осенне-зимний период устанавливаются с 1 августа по 28 (29) февраля. Конкретные сроки определяются перед каждым сезоном охоты приказом начальника департамента охотресурсов области. На добор раненого животного отводится два дня, не считая дня ранения. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания в берлогу. При охоте в берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей, с последующим оформлением дополнительных лицензий.

Установлены следующие условия охоты на пушных зверей, барсука и зайцев. Документом, удостоверяющим право добычи лицензионных видов пушных зверей, является разрешение (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. При охоте на лицензионные виды пушных зверей разрешается добыча всех других видов пушных зверей, зайцев и пернатой дичи, которые разрешены к отстрелу в данное время. Добыча этих зверей может осуществляться только в установленные сроки. Перечень видов пушных зверей, разрешенных к добыче, и конкретные сроки охоты устанавливаются перед каждым сезоном охоты приказом начальника департамента охоторе- сурсов области. Охота на барсука разрешается в период с 1 сентября по 31 октября; на зайцев - с 1 ноября по 28 (29) февраля; на зайцев и лисиц с гончими и борзыми, имеющими справку или свидетельство о происхождении, - с 13 октября.

Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется нормами добычи на одного охотника в день или сезон охоты. Этот вид охоты также не регламентируется количеством охотничьих дней в неделю. Возможность добычи нелицензионных видов пушных зверей ограничивается только продолжительностью сезона охоты на конкретный вид животного. В охотничьих хозяйствах пользователи имеют право устанавливать при охоте на зайца дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи зайцев на одного охотника в день охоты. На территории участка охотничьих угодий общего пользования предельные нормы добычи зайцев на одного охотника в день охоты устанавливаются приказом начальника департамента охотресурсов области.

Всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов (в хозяйственных постройках и на приусадебных участках). Добывание кротов, сусликов (кроме сус- лика-песчаника), хомяков разрешается без охотничьего билета, членского охотничьего билета и путевки.

Правила регламентируют порядок охоты на пернатую дичь. Так, весенняя охота может разрешаться на срок не более 10 дней на все виды охоты одновременно. Весной разрешаются следующие виды охоты: на самцов глухарей на току; на токующих самцов тетерева из укрытия и с подхода; на вальдшнепов на вечерней тяге; на селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия.

В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день. На охотничьих угодьях общего пользования предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день устанавливаются приказом начальника департамента охотресурсов области в зависимости от запасов дичи и местных условий. С 15 сентября все нормы добычи пролетной пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

Правила регулируют условия охоты с ловчими птицами. Правом охоты с ловчими птицами на территории Челябинской области пользуются все граждане России, достигшие 16-летнего возраста. Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий билет или членский охотничий билет с отметкой об оплате государственной пошлины и путевка, выданная в установленном порядке. Охота с ловчими птицами разрешается в период с 20 июля по 28 (29) февраля. При этой охоте нормы добычи и дни, закрытые для охоты, не устанавливаются. Разрешения на отлов и содержание хищных птиц выдаются территориальными органами Минприроды области в установленном порядке.

В Правилах установлены порядок регулирования численности животных, наносящих ущерб охотничьему хозяйству, и порядок использования продукции охоты, а также меры ответственности за нарушение Правил. В приложениях к правилам охоты предусмотрены: шкала индексов для определения размера ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ и обитающих на территории области; перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории области; перечень лицензионных видов пушных зверей, обитающих на территории области; перечень ценных видов пушных зверей, шкурки которых подлежат обязательной сдаче по договорам с организациями-охотопользователями; расчет стоимости продукции от незаконно добытых животных, отнесенных к объектам охоты; перечень охотохозяйственных территорий Челябинской области.

  • САПГ1 РФ. 1993. № 31. Ст. 2991.
  • 1 1одмосковные известия. 2000. 3 анг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте), «охота» определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. «Сохранение охотничьих ресурсов» - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства. В свою очередь «охотничьи ресурсы» - объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Необходимо показать терминологическую связь и преемственность в части понятий и принципов правового регулирования между Федеральным законом «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) и Законом об охоте.

Среди основных понятий, сформулированных в ст. 1 Закона о животном мире, насчитывается пять определений, имеющих отношение к пользованию животным миром: «использование объектов животного мира», «устойчивое использование объектов животного мира», «охрана животного мира», «пользование животным миром», «пользователи животным миром». Все они имеют и самостоятельное значение, и связь с правом пользования животным миром - одним из видов природных ресурсов, относящегося к биологическому компоненту окружающей среды.

Отчетливо видно, что наряду с понятием «пользование животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире определено понятие «исполь-

зование объектов животного мира», причем в определении первого термина использован второй.

Так, «пользование животным миром» - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. В свою очередь, «использование объектов животного мира» - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Сопоставление приведенных определений наглядно показывает, что в терминологии Закона о животном мире присутствует тавтология, которую можно было бы избежать, объединив их в одно определение - «пользование животным миром (его объектами)». По нашему мнению, такое терминологическое решение позволило бы уйти от имеющейся проблемы некорректности и неопределенности понятий и нашло бы соответствие с гражданско-правовой терминологией, а именно, с правом пользования.

Такой подход обеспечил бы и реализацию права государственной собственности на объекты животного мира (ст. 4 Закона о животном мире), когда государство - собственник предоставляет право пользования таковыми другим субъектам - гражданам и юридическим лицам, а также реализацию права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками (ст. 33 Закона о животном мире).

В приведенных определениях: 1) под пользованием понимается деятельность, разрешенная законодательством; 2) называются субъекты этой деятельности; 3) обобщенно представлены виды и способы пользования животным миром.

Понятие «право пользования животным миром» в ст. 1 Закона о животном мире не дано, его содержание раскрыто в гл. V этого Закона, которая называется «Пользование животным миром».

Специально оговорено, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и Законом об охоте (ст. 33). Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром , как: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Что касается способов пользования животным миром, то, исходя из толкования ст. 34, пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации 1 .

Одним из самых распространенных видов пользования животным миром является охота.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется упомянутым выше Законом об охоте, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом об охоте регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (они же - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов). Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством. Действие Закона об охоте не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

В статье 1 Закона об охоте определены понятия, которые тесно связаны с понятием «охота»: так, «способы охоты» - это методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц, а «орудия охоты» - огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.

См. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 30 апреля 2010 г. № 138 (ред. от 17 июня 2014 г. № 267) «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» // Российская газета. 25.06.2010.

Основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепленные в ст. 2 Закона об охоте, соответствуют основным принципам в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Это принципы: обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; установления дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов; использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, и другие.

Установленные в фаунистических законах принципы демонстрируют характерную особенность правовой охраны животного мира, включая охотничьи ресурсы, согласно которой их охрана осуществляется, прежде всего, посредством законодательно установленных требований по их рациональному использованию.

Следует отметить, что в Законе о животном мире (ст. 39), как и в Законе об охоте (ст. 10) установлены антимонопольные требования относительно приобретения и реализации права на пользование животным миром, и соответственно - в области охоты и сохранения природных ресурсов. Несмотря на то обстоятельство, что такие требования отсутствуют в статьях законов, непосредственно посвященных принципам правового регулирования, по нашему мнению, защита конкуренции, в частности, в отношениях, возникающих в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеет важное, причем принципиальное, значение. Таким образом, установлен принцип защиты конкуренции, согласно которому не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц 1 .

Государственный контроль за экономической концентрацией в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  • СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735..
Поделиться: