Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями и спортом

Врачебный контроль ВК в физическом воспитании это раздел медицины направленный на изучение: состояния здоровья физического развития функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом влияния на них этих занятий. Задачи ВК: осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом содействие правильному проведению занятий ф. и спортом с лицами разного возраста и пола различных профессий и с различным состоянием здоровья;...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 11

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И И С КУССТВ

Кафедра ФК и БЖ

Утверждена на заседании к а федры

протокол №___от «__»____2014 г.

Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.

ЛЕКЦИЯ №4

для студентов КГУКИ на тему:

«ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТ У РОЙ В ВУЗЕ»

2 часа

Лекцию разработал:

Доцент Чуйко Ю.И.

Краснодар – 2014

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

ПЛАН

  1. Содержание и формы врачебного контроля.
  2. Самоконтроль студентов, занимающихся физическими у п ражнениями.
  3. Дневник самоконтроля. Пробы самоконтроля.

4. Профилактика травматизма при занятиях физическими у п ражнениями.

Литература:

  1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – С.352-379.
  2. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Сост. В.А.Геселевич. – М.: Физкультура и спорт, 1981.- С.85-147.
  3. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Фи з культура и спорт, 1987. – 96 с.
  4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Под ред. Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 287с.

1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

Врачебный контроль (ВК) в физическом воспитании это ра з дел медицины, направленный на изучение:

Состояния здоровья,

Физического развития,

Функциональной подготовленности зан и мающихся физкультурой и спортом,

Влияния на них этих зан я тий.

Цель ВК - содействие развитию физической культуры и спо р та.

Задачи ВК:

  1. осуществление регулярного врачебного наблюдения за зд о ровьем занимающихся физкультурой и спортом, содействие правильному проведению занятий ф.к. и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным состоянием здоровья;
  2. определение состояния здоровья, физического развития с п о следующими рекомендациями об оптимизации применяемых средств и методов физического воспитания и спортивной тр е нировки;
  3. определение наиболее рациональных гигиенических усл о вий физического воспитания и проведение мер на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на ч е ловека в процессе занятий физическими упра ж нениями;
  4. обоснование средств и методов физического воспитания, ра з работка более совершенных методов врачебных набл ю дений за физкультурниками и спортсменами, гигиенических исследов а ний, диагностики, лечения и предупреждения предпатологич е ских состояний и травм.

Все физкультурники и спортсмены, занимающиеся в спо р тивных секциях, а также студенты вузов, учащиеся школ и ко л леджей должны проходить регулярные врачебные обслед о вания.

Ответственность за проведение таких обследований возлож е на на руководителей спортивных организаций, директоров школ, рект о ров вузов, преподавателей, тренеров.

Врачебное обследование физкультурников состоит из сл е дующих разделов :

  • анамнез;
  • оценка физического развития;
  • оценка состояния нервной системы;
  • оценка состояния сердечно-сосудистой системы;
  • оценка состояния системы дыхания;
  • оценка состояния систем пищеварения, выделения и эндокри н ной;
  • лабораторные исследования.

Завершается оно составлением врачебного заключения.

Анамнез (греч. anamnesis – воспоминание)– расспрос зан и мающихся для получения следующих сведений: анкетные данные, п е ренесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, регулярность занятий фи з культурой и спортом, наличие спортивных разр я дов…

Оценка физического развития проводится по описательным пр и знакам и антропометрическим измерениям.

Описательные: телосложение (астеническое, нормостенич е ское, гиперстеническое); состояние скелета; развитие мускулат у ры; осанка; форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, уплощенная); форма спины (нормальная, круглая, плоская, седл о образная); форма позвоночника, ног (нормальная, О-образная, Х-образная) и стоп (полая, нормальная, уплощенная, плоская); жир о отложение.

Антропометрические: рост (стоя, сидя); вес тела; окружность гру д ной клетки (в спокойном состоянии, при максимальном вдохе и выдохе при вычислении экскурсии грудной клетки); ЖЁЛ; о к ружность плеча, бедра, голени; силы мышц кисти и спины.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от сре д них стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля .

Оценка состояния нервной системы проводится по схеме принятой в клинике нервных болезней с некоторыми дополнени я ми и включает в себя: расспрос; определение типологических ос о бенн о стей высшей нервной деятельности; исследование состояния ч е репно-мозговых нервов; двигательной и чувствительной сферы; вегетативного отдела нервной сист е мы; анализаторов нервно-мышечной системы и биотоков коры больших полушарий головн о го мозга.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) один из важнейших показателей функционального состояний человеч е ского организма. Исследование ССС включает: расспрос (перен е сенные заболев а ния, жалобы); наружный осмотр (окраска кожных покровов, форму грудной клетки); пальпацию (расположение и х а рактер верх у шечного толчка); перкуссию (выстукивание границ сердца); рег и страция ЧСС; аускультацию (прослушивание тонов и шумов сердца); определение АД; инструментальные методы (эле к тро- и фонокардиография, реография, УЗИ и др.) функционал ь ные пр о бы.

Функциональные пробы делят на три группы:

Одномоментные (однократная физ.нагрузка – приседания, прыжки, бег и др.);

  • трехмоментные и комбинированные (20 приседаний, 15 с е кунд;
  • бег на месте в макс. темпе, 3 минуты - бег на месте в темпе 180 ш а гов в минуту).

Реакция на физическую нагрузку бывает благоприятной (нормотонический тип реакции) и неблагоприятной (гипертонич е ский, дистонич е ский и астенический тип реакции).

Пробы для оценки физической работоспособности основаны на количественной информации об изменениях вегетативных функции (ЧСС, ЧД, АД) в момент выполнения мышечной работы.

Для точного дозирования мощности работы используются в е лоэргометр, тредбан (бегущая дорожка) или восхождение на ст у пеньку.

В 1947 году Съестранд предложил определять физическую работ о способность по той величине мощности мышечной работы, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Эта величина ЧСС в ы брана на том основании, что она характеризует начало оптимал ь ной зоны функциониров а ния кардиореспираторной системы.

Тест PWC170 - физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической н а грузки, которая прив о дит к повышению ЧСС до 170 уд/мин.

Тест PWC170 заключается в выполнении двух нагрузок, соответствующей мощности и расчета величины PWC170 исходя из значений пульса после к а ждой нагрузки. Расчет величины физической работоспособности проводится по следующей формуле:

где PWC170 – физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту; N1 и N2 – соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 – частота сердечных сокращ е ний в конце первой и второй нагрузки.

В 1958 году Всемирная организация здравоохранения рек о менд о вала пробу Съестранда для широкого использования.

Для оценки физ. работоспособности также широко использ у ется 12-минутный тест в беге и плав а нии (по К.Куперу)

Оценка состояния системы дыхания проводится путем: ра с спр о са; наружного осмотра; пальпации; перкуссии (выстукивание) и аускультации (выслушивание); проведением проб с задержкой дыхания. Функциональное состояние внешнего дыхания характ е ризуют: ЖЁЛ, максимальная вентиляция легких, состояние бро н хиальной пров о димости.

Оценка состояния системы пищеварения осуществляется п у тем расспроса, осмотра ротовой полости, пальпации области ж е лудка и кишечн и ка, перкуссии печени.

Оценка состояния системы выделения – расспрос, осмотр на н а личие отеков, пальпация почек, анализ мочи.

Лабораторные исследования применяются для оценки сдв и гов в организме непосредственно после физической нагрузки. Проводится анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, эритроциты, РОЭ, КЩР, соотношение K и Na ), мочи (цвет, прозрачность, белок, с а хар, лейкоциты, эритроциты и др.), иногда – желудочного сока.

2. САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧ Е СКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ВК не будет достаточно эффективным, если его не дополнить с а моконтролем.

САМОКОНТРОЛЬ – это самостоятельные регулярные набл ю дения занимающегося физическими упражнениями с помощью доступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развит и ем и влиянием на организм этих занятий.

Кроме того, он имеет большое воспитательное и образов а тельное значение, является показателем сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой.

Задачи самоконтроля:

  1. научить внимательно относиться к собственному здор о вью, к гигиене физических упражнений;
  2. привить навыки личной и общественной гигиены;
  3. обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями;
  4. научить регистрировать, анализировать и оценивать получа е мые данные и использовать их для определения степени физ и ческого развития, тренированности, состояния здоровья;
  5. установить тесную связь между студентами, преподавателем фи з культуры и врачом;
  6. уточнить и дополнить данные ВК.

При самоконтроле используют следующие антропометрич е ские показатели: рост, вес, окружность грудной клетки и талии. Кроме того, измеряют ЖЁЛ, ЧД, ЧСС и кистевую дин а мометрию.

Данные самоконтроля позволяют определить степень физич е ского развития студента, выявить возможное отставание в его физич е ском развитии или дефектов в телосложении, наблюдать изменения физических качеств под влиянием занятий физич е скими у п ражнениями.

Измерения желательно проводить систематически, через о п ред е ленные промежутки времени. Это позволит видеть динамику физического развития.

Показателями позитивного влияния на развитие студента занятий ф и зическими упражнениями по данным самоконтроля можно считать:

  1. бодрое настроение и отличное самочувствие;
  2. крепкий сон;
  3. быстрое восстановление и меньшая усталость при одной и той же физ и ческой нагрузке;
  4. повышение физической и умственной работоспособности;
  5. улучшение аппетита;
  6. желание тренироваться и соревноваться;
  7. повышение уровня физических качеств;
  8. увеличение ЖЁЛ;
  9. повышение мышечной массы тела;
  10. урежение пульса в покое;
  11. более быстрое восстановление ЧСС после стандартной нагру з ки;
  12. улучшение спортивных результатов.

3. ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ, ПРОБЫ САМОКОНТРОЛЯ

Результаты самоконтроля записываются в специальную те т радь – дневник самоконтроля .

Дневник самоконтроля это мониторинг, позволяющий анал и зировать и обобщать результаты тестирования и проведенных проб, в нем регистрируют:

  • субъективные (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, споко й ное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его н а рушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониже н ный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в б о ку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольств и ем, безразлично, без желания, апатия, отвращение к трен и ровке; умственная и физическая работоспособность - пов ы шенная, средняя, пониженная; положительные и отрицател ь ные эмоции);
  • объективные, они отличаются возможностью их количестве н ного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость (наклон), быстрота (теппинг-тест), спортивный результат, тренировочные нагрузки).

Форма дневника может быть различной, например:

  • оценивают объективные показатели по 5-баллной системе или описательно (сон – хороший, 8 часов; аппетит – удовлетвор и тельный; самочувствие – небольшая уст а лость).
  • объективные показатели в соответственных единицах измер е ния (ЧСС – уд/мин.; АД – мм.рт.ст.; вес – кг и т. д.).

Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объе к тивны и не требовать больших физических напряжений. К таким можно отнести следующие:

  1. Индекс Рюффье (Руфье). После 5-минутного отдыха в пол о жении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р1), затем и с следуемый выполняет 30 (для мужчин) и 24 (для женщин) ритми ч ных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р2). Затем занимающийся отдыхает, сидя в теч е ние минуты, и вновь подсчитывается пульс (РЗ). Все подсчеты пульса проводятся в 15-секундные интервалы.
    Величина индекса
    Рюффье высчитывается по формуле:

    I = (P 1 + Р 2 + Р 3 ) — 200 / 10

Индекс оценивается: <0 — отлично, 1—5 — хорошо, 6—10 — удо в летворительно, 11—15 слабо, >15 — неудовлетв о рительно.

  1. Ортостатическая проба . Методика проведения: 5 минут -отдых лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту, затем посчитать ЧСС. По разнице вел и чин ЧСС судят о реакции ССС.

0-12 уд/мин – отлично,

  1. - хорошо,
    1. - удовлетворительно,

26 и более - плохо.

3. Клиностатическая проба . Переход из положения стоя в пол о жение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает сниж е ние ЧСС на 4-6 уд/мин.

4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, з а держать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания.

  1. Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, заде р жать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания.

6. Проба Кверга . Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд,

Бег на месте 30 сек. с макс. скор.,

Бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин),

Прыжки со скакалкой – 1 минута.

Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 мин у ты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по форм у ле:

ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3

ИК более 105 – отлично,

ИК = 99-104 - хорошо,

ИК = 93-98 - удовлетворительно,

ИК менее 92 - неудовлетворительно.

Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда п о казателей самоконтроля не дает полной, объективной картины, поэт о му целесообразно проводить сравнение получаемых данных на протяжении продолжительного времени.

Для наглядности вычерчивается график, на горизонтальной оси которого откладывается время, на вертикальной – каждый из показателей. Линии, соединяющие точки показателей, дадут кр и вую самоконтроля . На этот график можно также наложить да н ные врачебного контроля, тренировочных н а грузок, спортивных результатов, что позволит наглядно судить о динамике всех пок а зателей.

4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКИМИ У П РАЖНЕНИЯМИ

Травмы при занятиях физической культурой и спортом нео б ходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Их ан а лиз показал, что причина травматизма заключается в неудовл е творительной профилактике или ее полном отсутс т вии.

Специалистами установлены следующие причины возникн о вения травматизма и даны рекомендации по их предупрежд е нию:

  1. Hеудовлетворительное состояние мест занятий и одежды занимающихся

Профилактика:

  • обеспечение соответствия спорт.сооружений гос. станда р там,
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содерж а ния спорт.сооружений и оборудования,
  • устранение неровностей на спорт.площадках, в зале пол должен быть ровным, без щелей,
  • ограждение в спорт.зале всех выступающих предметов,
  • правильно расположенное и достаточное по интенсивности о с вещение мест занятий,
  • содержание в исправности спортивного оборудования и инве н таря,
  • правильная установка гимнастических снарядов,
  • соответствие одежды и обуви занимающихся виду спорта и п о годе,
  • одежда и обувь должны быть в исправности и не иметь нару ж ных крючков, пряжек и др.металлических и твердых пластма с совых предметов.
  1. Нарушение методики проведения занятий

Профилактика:

  • соблюдение принципа постепенности,
  • соблюдение принципа индивидуализации с учетом физич е ской, технической подготовленности и данных медицинского закл ю чения,
  • проведение перед выполнением двигательных заданий аде к ватной разминки,
  • одностороннее продвижение учащихся на спорт.площадках и в залах во избежания столкновений,
  • отказ от одновременного проведения занятий по различным видам спорта (особенно связанным с быстрым передвижением) на одной площа д ке, в одном спорт.зале,
  • соблюдение правил планирования программного учебного мат е риала.
  1. Нарушение требований врачебного контроля

Профилактика:

  • предварительный мед.осмотр всех студентов и регулярные н а блюдения за состоянием их здоровья,
  • выполнение (студентами, преподавателями, врачами) требов а ний медицинского контроля,
  • не допущение к занятиям и соревнованиям студентов в боле з ненном состоянии, в состоянии переутомления, перенапряж е ния, перетренировки,
  • соблюдение правил личной и общественной гигиены,
  • контроль мед.работниками вуза за условиями проведения зан я тий по физкультуре.

4. Неправильное поведение студентов при занятиях физич е скими упражнениями

Профилактика:

  • систематическая воспитательная и разъяснительная раб о та,
  • строгое соблюдение дисциплины,
  • борьба с грубостью и некорректным поведением,
  • пересечение запрещенных действий и приемов,
  • повышение качества (объективности) судейства.

Каждая травма или несчастный случай должны быть тщ а тельно проанализированы для выяснения причины случившег о ся и последующего принятия адекватных профилактических мер.

Приложение

Профилактика травматизма на занятиях

по физической культуре

Преподаватель физкультуры, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье студентов;

медицинский персонал отвечает за проведение лечебнопрофилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет с а нитарный надзор за местами и условиями проведения физического воспит а ния;

запрещается проводить занятия с применением неисправного оборудов а ния или инвентаря, без спортивной одежды и обуви;

перед началом занятий необходимо систематически осматривать места их проведения, спортинвентарь и оборудов а ние;

в процессе занятий оказывать студентам помощь и стр а ховку;

после окончания занятий вновь осмотреть место проведения, в ы ключить энергоисточники, устранить выявленные н е исправности;

опасные места (снаряды, выступы, батареи и пр.) очертить тонкой ора н жевой линией, сигнализирующей об опасн о сти;

в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен
план эвакуации занимающихся (на случай стихийного бедствия), двери должны открываться в сторону выхода;

зал и прилегающие к нему помещения должны быть оборудованы прот и вопожарным инвентарем.

Основные гигиенические требования к местам занятий

физической культурой

Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14°С, возд у хообмен — не менее 80 м 3 воздуха в час на одного человека;

количество студентов в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м 2 на одного человека без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: напр и мер, размеры зала 10x20 м; с учетом «зон без о пасности» его полезная площадь 18x8=144 м 2 ; разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 студе н тов);

освещенность спортивного зала на уровне пола должна составлять не менее 200 лк;

световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при ест е ственном освещении должен составлять 1/4—1/6;

стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска должна быть усто й чивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при к а сании стен;

полы должны быть гладкими, ровными, иметь не скользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской, после каждого занятия должна проводиться влажная уборка пола;

приборы отопления и другие выступающие части должны быть закрыты сетками или щитами;

потолок зала должен быть устойчивым к ударам мяча;

раздевалки должны иметь 0,4—0,5 м 2 площади на одного ч е ловека.

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на воздухе

открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от учебного здания; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры, — не ближе 25 м;

Зона для занятий физической культурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5—0,8 м, либо кустарник вместо огр а ждений;

Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность;

Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50см.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию:

  • инвентарь должен быть чистым и исправным;
  • мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с пр а вилами игры;
  • вес и размер снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) должны соответствовать физической подготовле н ности студентов;
  • инвентарь должен храниться на специальных стеллажах и полках, места хранения нужно разметить.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5070. Оздоровительное направление при преподавании физической культуры в вузе 22.63 KB
С поступлением в институт, со сменой вида деятельности учащихся возникает еще больше трудностей. В процессе учебных занятий у студентов происходит ухудшение работоспособности, снижается уровень внимания и памяти.
19528. Анализ оценки управления организационной культурой в компании ТОО «Sun Cinema» 251.23 KB
Выбранная тема рассматривает управление организационной культурой от состояния которой зависит эффективность деятельности организации. Эффективность требует чтобы культура организации ее стратегия а так же окружение и технологии были в соответствующем состоянии. Стратегия организации изучает требования рынка и окружение вокруг него предполагает культуру основывающуюся на индивидуальной инициативе риске высокой интеграции нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия более успешна в том случае когда...
15146. Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе 22.11 KB
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания соотнесенностью его сознания с общественным сознанием которое в свою очередь определяется уровнем развития данного общества. Понять личность - это значит понять какие жизненные задачи и каким способом она решает какими исходными принципами решения этих задач она вооружена другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт. Данная тема особенно актуальна потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты состоящие в столкновении...
19915. Анализ управления организационной культурой в системе управления персоналом в ТОО »GLOBAL TRANS LOGISTICS» 105.63 KB
Сущность и механизм формирования организационной культуры в организации. Система взаимодействия и взаимосвязи управления и организационной культуры организации. Зарубежный опыт влияния организационной культуры на деятельность организации Методика совершенствования организационной культуры организации...
13271. Совершенствование фонетических навыков на основе использования стихотворений в вузе 48.85 KB
Рассмотреть лингвопсихологическую характеристику фонетических навыков. Дать характеристику стихотворений. Представить психологическую характеристику студентов. Рассмотреть методические особенности совершенствования фонетических навыков на основе стихотворений на уроках немецкого языка. 5. Представить критерии оценивания учащихся.
13096. Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом 90.49 KB
Проанализировать теоретические основы формирования двигательных навыков. Охарактеризовать фитнес как часть современной физической культуры общества. Выявить специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом...
16774. Предсказание успеваемости в вузе на основе результатов ЕГЭ на примере факультета экономики ГУ-ВШЭ 67.56 KB
Роль ЕГЭ в процедуре приема в вузы С 2009 года ЕГЭ стал единой формой итоговой аттестации всех выпускников школ и приема абитуриентов в вузы. Выбор набора предметов и их весов должен опираться на статистический анализ связей между результатами ЕГЭ и показателями успеваемости в вузе. В отличие от российского ЕГЭ ST имеет более чем столетнюю историю.
5703. Методические рекомендации по применению учебных тренажеров на занятиях по технологии 28.81 KB
Методические рекомендации по применению учебных тренажеров на занятиях по технологии. Тренажеры на занятиях по технологии. Изучение Технологии в российской общеобразовательной школе направлено на освоение технологических знаний и технологической культуры учащихся общих принципов преобразующей деятельности овладение ими общетрудовыми и специальными умениями определение своих жизненных и профессиональных планов и путей их...
11469. Методика изучения школьников художественной лепке на кружковых занятиях 5 MB
Базовое содержание учебного предмета Технология для девочек городских и сельских школ 58 включает несколько разделов. Актуальной остается проблема выбора тематики и способов работы для кружковых занятий по технологии в средних классах. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое нельзя выбирать особо...
16293. Образовательная услуга в вузе и ее финансовое обеспечение в условиях реформирования бюджетной сферы 18.96 KB
Одной из ключевых проблем реформирования финансовых отношений в сфере образования является расчет величины норматива финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений на оказание образовательной услуги. До настоящего времени проблемным и как следствие дискуссионным является также вопрос о том какие расходы следует включать в норматив финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию образовательной услуги. Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета был...

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.

Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по, группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий, на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оторино-1 ларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляв ют на более детальное обследование к специалистам. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

Рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Beчером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшится на 3 см и болеет из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

Масса тела - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.

При определении массы исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 г.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха.

Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин - над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе - сутулиться.

Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Кистевая динамометрия - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 39-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

Становая динамометрия как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130- 150 кг, женщин - 80-90 кг.

Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170-200% - ниже средней, 200-230% - средней, 230-250% - выше средней, выше 260% - высокой.

Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) - важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса.

Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 удар/мин, при интенсивности выше средней - 150-170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов - 200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести коррекцию в учебно-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.

Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.

Антропометрические показатели дыхания. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД - 14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ - важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мудштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см 3 , у женщин 2500-3000 см 3 .

Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице - признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке ухорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке.

Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб - искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед - лордоз, вбок - сколиоз.



Врачебный контроль

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование .

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной . Кроме этого некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении физической культуры и спорта в вузе.

Формы врачебного контроля

Мероприятия врачебного контроля направлены на исключение условий, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах :

    регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

    врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

    медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;

    санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

    предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

    медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;

    санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.

Оценка физического развития

При определении физического развития проводят внешний осмотр (соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

Привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки: прямой , прогнутый , сутулый , наклонный , изогнутый (рис. 34.1
).

Нормальным считается прямой тип осанки. Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:

    стопы на ширине ступни, параллельны;

    колени выпрямлены;

    живот подтянут;

    туловище вертикально, угол наклона таза - 45°;

    плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

    руки свободно опущены по средней линии туловища;

    голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов . Сколиозы бывают грудные , поясничные , тотальные , а по направлению - лево- или правосторонние и S-образные (рис. 34.2
).

Форма грудной клетки

Форма грудной клетки бывает коническая , цилиндрическая и уплощенная (рис. 34.3
). Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров.

У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.

У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног и стопы

Наблюдается нормальная , X-образная и О-образная форма ног (рис. 34.4
).

При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток.

При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток. О- и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей.

У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.

Форма стопы может быть полая , нормальная , уплощенная и плоская (рис. 34.5
).

Форму стопы определяют путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Типы сложения человека

По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека .

Различают астенический , нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 34.6
).

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.

Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

Важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет.

На рост влияет много факторов: питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но прежде всего на рост влияет наследственность.

По мнению специалистов, рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:

    окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) ? 0,54 - 4,5;

    окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) ? 0,51 - 7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста, можно дать оценку темпам роста (табл. 34.1).

Таблица 34.1.
Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека

Возраст, лет

Процент от окончательной величины роста взрослого человека

Мальчики

Девочки

Пример.

Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

Включает: жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

, где:

M - активная масса тела (кг);

R - рост тела (м).

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77-0,86, а у спортсменов - 0,98-1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

Жизненная емкость легких измеряется с помощью спирометра . Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности.

Сила мышц кисти

Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии .

Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

Становая сила

Измеряется становым динамометром.

Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги.

Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин - во время менструации и при беременности.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин - 80-90 кг.

Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой , 170-200% - ниже средней , 200-230% - средней , 230-250% - выше средней , выше 260 - высокой .

Методы оценки физического развития

После проведения внешнего осмотра и антропометрических измерений обследуемого можно приступить к оценке уровня его физического развития.

Оценивается с помощью трех методов :

    1) антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля;

    2) корреляции;

    3) антропометрических индексов.

Метод антропометрических стандартов

Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др.

Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М-mediana ) и среднее квадратическое отклонение (s-сигма ), которое определяет границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М) ± 6(s), то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173 - 6,0) до 179 см (173 + 6,0), у остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см.

При определении оценки по стандартам сначала определяется, насколько ваши показатели больше или меньше аналогичных показателей по стандартам.

Например, ваш рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (М) равен 173 см (при s = 6), значит ваш рост на 8,5 см больше по сравнению со средним (181,5 - 173 = 8,5). Затем полученная разница делится на показатель s. Оценка данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше -2,0 - очень низкое; от -1,0 до -2,0 - низкое; от -0,6 до -1,0 - ниже среднего; от -0,5 до +0,5 - среднее; от +0,6 до +1,0 - выше среднего; от +1,0 до +2,0 - высокое; больше +2,0 - очень высокое.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля (рис. 34.7
). При наличии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвидации имеющихся недостатков в физическом развитии.

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяются номограммы - графики геометрических величин, используемые при расчетах физического развития и физической работоспособности. Для оценки массы с учетом роста в номограмме необходимо найти фактическую массу и рост обследуемого, например 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию, параллельную линии М. Эта «мысленная» линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +1. Следовательно, оценка массы по росту будет +0,5, т.е. в пределах средних значений.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков.

Для связанных признаков (какими являются показатели физического развития) используются параметры, которые позволяет получить метод корреляции .

Метод корреляции основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого.

Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэффициента корреляции (связи), обозначаемого буквой R , предельное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение R будет приближаться к единице.

С помощью коэффициента корреляции вычисляется коэффициент регрессии (b ), который показывает, на какую величину изменится одна величина, если другая, связанная с ней, изменяется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

Метод антропометрических индексов

Хотя этот метод не дает возможности полностью характеризовать те или иные данные, он позволяет периодически делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Приводим способы вычисления наиболее часто применяемых антропометрических индексов:

Весо-ростовой показатель . Вычисляется делением массы тела на его длину. В норме частное от деления должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Данные весо-ростового показателя говорят об излишке массы или наоборот.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:

Рост (см) - 100 = масса (кг)

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель.

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173 - 105 = 68).

Зная длину тела в двух положениях, можно найти коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в процентах:

, где:

L 1 - длина тела в положении стоя;

L 2 - длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела. Частное от деления ниже 65-70 см 3 /кг у мужчин и 55-60 см 3 /кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила. Силовой показатель определяется по формуле и выражается в процентах:

Для сильнейшей кисти этот показатель равен 65-80% для мужчин и 48-50% для женщин.

Равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии.

Выражает разницу между длиной тела и суммой массы и окружности грудной клетки на выдохе.

Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181 - (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 - как хорошее, от 21 до 25 - как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС), а также ортостатическая проба, проба Штанге и проба Генчи, о которых более подробно сказано в разделе 36 .

Как один из способов оценки физической подготовленности в практике физического воспитания в учебных заведениях используют обязательные тесты: бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа, бег на 2000 м и на 3000 м., плавание. В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце - как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Частота сердечных сокращений (ЧСС)

Частота сердечных сокращений

По величине ЧСС можно судить об интенсивности физической нагрузки.

Оптимальный диапазон интенсивности физической нагрузки находится в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих же границах существует линейная зависимость между мощностью работы, потреблением кислорода и минутным объемом сердца.

Существенным моментом при использовании ЧСС для дозирования нагрузки является ее зависимость от возраста.

Известно, что по мере старения уменьшается возможность усиления сердечной деятельности за счет учащения сокращения сердца во время мышечной работы. Оптимальную ЧСС с учетом возраста при продолжительных упражнениях можно определить по следующим формулам.

Для начинающих:

ЧСС = 170 - А,

где А - возраст в годах.

Для занимающихся регулярно в течении 1-2 лет:

ЧСС = 180 - А

Одномоментная функциональная проба с приседанием

Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с. с пересчетом на 1 мин. (исходная частота).

Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с. с пересчетом на 1 мин.

Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо - 76 и более.

В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с., 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин.). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Брау, Дилл 12-минутного теста

.

Выполнить его очень легко. Необходимо пробежать в течение 12 мин. по любой трассе. Если трудно бежать все 12 мин., можно на любом отрезке дистанции заменить бег ходьбой или даже отдыхом.

Измеряется расстояние, которое вы преодолели за 12 мин. Это расстояние пропорционально способности организма к максимальному поглощению кислорода, то есть степени вашей подготовленности.

Уровень подготовленности в возрасте 18-25 лет можно определить по специальной таблице.

Пульс 170 уд/мин отражает оптимальную мобилизацию возможностей сердца, так как при этом еще сохраняется максимальный ударный объем сердца. Кроме того, линейная зависимость между ЧСС и мощностью мышечной работы сохраняется именно до пульса 170 уд/мин.

Применять этот тест без разрешения врача не рекомендуется.

Тест Купера целесообразно использовать после нескольких месяцев занятий бегом, когда вы уже легко преодолеваете дистанцию 2-3 км. Если во время тестирования появляется одышка, усталость, то надо немедленно прекратить занятия.

основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений В. к. является разделом спортивной медицины.

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения В. к. среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва. Общее руководство В. к. при занятиях физической культурой и спортом возложено на Министерство здравоохранения

Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).

Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах предприятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спортсменов. Обследование проводят врачи - специалисты по В. к., врачи - терапевты районных поликлиник, здравпунктов предприятий, организаций, учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений. При необходимости к обследованию могут быть привлечены врачи-специалисты различного профиля (при обследовании женщин обязателен осмотр гинеколога). Периодичность обследования - не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные обследования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб. Обследование по углубленной методике проводят врачебно-физкультурные диспансеры и врачи добровольных спортивных обществ в процессе диспансерного наблюдения за высококвалифицированными спортсменами и учащимися детских и юношеских спортивных школ. Периодичность обследования 2-3 раза в год.

При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой (см. Физическая работоспособность). При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. Кроме того, для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и выявления признаков скрытой патологии применяют функциональные пробы с дозированными нагрузками: приседания, степ-тест (подъем и спуск по двухступенчатой лестнице), бег на месте или по движущейся дорожке, применение велоэргометра. До и после физической нагрузки подсчитывают пульс, измеряют АД, снимают электрокардиограмму.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой. Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально. В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры, по показаниям - занятия по индивидуальной программе в поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.

Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности (см. Тренировка). Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья, функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.

Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач - специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья, физического развития и уровнем физической подготовки). Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки, объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов).

Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий. Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.

Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой (см. Зарядка, Бег оздоровительный) и спортом, а также элементы закаливания.

Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.). На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг (см. Допинги), а для женщин - на половую принадлежность.

При проведении соревнований врач является заместителем главного судьи соревнований. Все распоряжения врача, касающиеся вопросов охраны здоровья участников, обязательны для судей и организаторов соревнований .

Врачебный контроль за женщинами

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% от массы тела, а у мужчин - 40-45%. Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студентов института физкультуры кистевая динамометрия у женщин - 36,5 кг; у мужчин - 60,1 кг, становая, соответственно, - 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин составляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин - 18%. И топография отложения жира у женщин и мужчин различны.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз - шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также различны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 580 см 3 , у мужчин - 760 см 3 . То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10-15 см 3 больше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОK) больше на 0,3-0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у женщин выше, чем у мужчин на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания меньше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин - брюшной. МПK у женщин меньше чем у мужчин на 500-1500 мл/мин. PWC 170 у женщин - 640 кгм/мин, а у мужчин - 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы женщин по сравнению с мужчинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функциональные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC 170 , физическая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) составляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин - 1630 кгм/мин. Связано это с возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7-10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно, 99 мл и 120 мл) во время нагрузки в положении лежа на спине. Помимо вышесказанного, при построении учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать функциональное состояние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабевает внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в поясничной области и внизу живота и др. Физическая работоспособность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить тренировки в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствующие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных результатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывали выдающиеся результаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсивные тренировки, а заняться ЛФK, дозированной ходьбой, плаванием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно на ранних сроках беременности), задержку дыхания, прыжки, подскоки и др.

В послеродовом периоде используют лечебную гимнастику, массаж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные - снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес после родов, при прекращении кормления ребенка грудью можно возобновить тренировки, но они должны носить умеренный характер (желательно в циклических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолетних тренировок в детском возрасте отмечается более позднее начало месячных (у 46-64% они начинались в возрасте 15-17 лет). Задержка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тренировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетехничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, особенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, страдает детородная функция (характерны выкидыши), отмечается повышение артериального давления, заболевание печени, возникают раковые заболевания, даже со смертельным исходом.

От применения анаболиков у юных спортсменок возникает также опасность остановки роста.

Врачебный контроль за студентами

Согласно государственной программе обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы - факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование - 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

Исследование физического развития и состояния здоровья;

Определение влияния физических нагрузок (уроков физкультуры) на организм с помощью тестов;

Оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;

Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

Профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);

Пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотров врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста

Занятия должны проводится с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Поделиться: